8. Снимать монтажно – закон кинематографа.

Режиссерская раскадровка подчиняется закону кино – снимать покадрово и монтажно. Поэтому при осмыслении каждого кадра учитываются все возможности арсенала кинематографического языка, отбираются именно те, которые могут наиболее выразительно выявить роль кадра в мизансцене, дать наиболее полно проявиться его функции в монтажной фразе. Обязательно учитывается разнохарактерность движения в кадре и сцепка кадра с предыдущим и последующими кадрами. При определении значимости кадров и монтажных сцеплений важно акцентировать внимание на то, что будет доминантой: само изображение или музыка, шум, речь, дикторский текст.

Раскадровка режиссерского сценария предусматривает предпосылки приемам и способам съемки. И главное, если это игровой фильм, закладывается возможность выразительности актерской игры с учетом импровизации. Предусматривает режиссерский сценарий и участие в его разработке оператора, художника. Создаются предпосылки проявлению их мастерства.

Режиссерская раскадровка осуществляется в подготовительный период. И именно в это время подключаются к работе оператор, художник, композитор, актеры.

Режиссерский сценарий тем и отличается от литературного, что в нем творческим коллективом прорабатывается конкретность событий, ситуаций. Выстраивается динамика сюжета. Даются наброски проявления характера персонажей, прорисовываются мизансцены, монтажные переходы. Определяется, где будет происходить действие – на натуре, в павильоне, в интерьере. Здесь все работает в едином русле – и фантазия, и воображение, и мастерство, и ремесло.

Режиссерский сценарий имеет специфическую особенность. В процессе разработки делается раскадровка, то есть весь фильм дробиться на кадры, число которых в фильме может составлять несколько сотен. Раскадровка – это, по сути, аналитическая раскладка материала сценария. Именно раскадровкой и формируется образная стройность и целостность будущего фильма. Режиссерская раскадровка изображения и диалогов на отдельные планы – это ремесло, восходящее к искусству.

Луи Дакэн, сценарист:

«Чем тщательнее сделана раскадровка, чем внимательнее она обдумана, тем легче и изящнее будет импровизация. Неподготовленная импровизация – роскошь, которую нельзя себе позволить».

С технической точки зрения раскадровать эпизоды, сцены, мизансцены на отдельные планы – это значит определить выразительную последовательность планов и их длительность. Это значит решить, в каком ракурсе и каким объективом снимать, где планы должны быть статичными, а где сняты панорамированием, с наездами или отъездами. Указывается, в какое время дня и года должен сниматься тот или иной кадр. Учитывается необходимость массовки, кроме главных действующих лиц. Выясняется, какой транспорт должен быть задействован, какая съемочная и осветительная техника требуется, будут ли трюки и нужны ли для них каскадеры, пиротехника. Решается, где необходимы комбинированные съемки, где необходимо выстроить специальный павильон, а где применить макет, дорисовку или компьютерную графику. Словом, в режиссерской раскадровке до такой степени тщательно и точно прорабатываются все детали постановки фильма, после чего можно сказать словами французского режиссера Рене Клера:

«Фильм готов, осталось только его отснять»

Как известно, всякое действие состоит из ряда мизансцен. Каждая мизансцена выстраивается именно разбивкой на отдельные кадры, монтажные куски, монтажные фразы. При этом каждая фраза, каждый кусок подчиняется общей задаче действия. В соответствие с нею определяется схема перемещения точки съемки, а также и ракурс каждого кадра. Решается, каким образом объект съемки будет укрупняться или удаляться. При этом внимание обращается, чтобы кадры в монтажной фразе и монтажные фразы в монтажном узле были пластично, логично и композиционно связаны между собой.

Раскадровка определяет ритмический порядок кадров разной длительности. Раскадровкой управляется и динамика действий. Раскадровка – это конструкция режиссерской мысли в форме. Раскадровкой режиссер истолковывает свое отношение к событию сюжета. Вместе с тем, он представляет такую возможность и зрителю.

В раскадровке режиссер выразительными средствами создает и такой эффект, когда зритель смотрит на все происходящее на экране, как участник событий. Важно, чтобы зритель, не задумываясь, становился на сторону режиссера или на сторону героя.

Раскадровка – специфическое средство кинематографа. Она управляет временем и пространством.

 

 

 

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS