6. Разработка режиссерского сценария – процесс становления экранного образа.

В Пудовкин, кинорежиссер:

«Путь нашего познания мира через искусство, как и все явления действительности, двуедин. Образное комплексное мышление, с одной стороны, и интеллектуальное утверждение, дробящее, анализирующее – с другой. Толька единство этих двух моментов дает полноту познания»

… «Мы не можем ни мыслить, ни понимать нашей действительности, не включая в нее человека. Особенно в искусстве человек является той высшей ступенью, на которой действительность познается в ее глубоко конкретной форме».

Поэтому первейшей задачей и режиссера, и оператора – раскрыть в персонажах внутренний строй человека, его духовный мир. Это всегда сложно, проблемно. И требуется большой практический опыт, умение работать с актерами, чтобы художественно раскрыть портрет персонажа.

Ракурс, план, его длительность должны нести в себе мысль и убеждать зрителя.

Ориентация на зрителя не в коей мере не значит, что режиссер опускает планку своего мастерства до обывательского уровня. А это сейчас, к сожалению, и происходит на экране телевидения, да и на большом киноэкране.

Задача киноискусства – формировать миропонимание зрителя, просвещать его, внедрять в его сознание потребность самоутвердждаться в жизни по принципу восхождения к новым высотам, по законам красоты и мудрости; помогать людям видеть свет в лабиринтах тьмы.

Непременные условия и характерная черта свободной фантазии режиссера – знание своего художественного предмета и профессиональная способность творчески и в полной мере применить свое мастерство.

Юлий Райзман, режиссер:

«Известно, что непреложным условием режиссуры как творческого, художественного процесса является отчетливое видение постановщиком всех элементов будущего фильма и умение перенести «увиденное» на экран

Режиссерский сценарий подобен партитуре для симфонического оркестра, где каждому музыканту предопределено, как исполнить свою партию на своем инструменте согласно дирижерской разработке.

Монтажная раскадровка фильма предусматривает порядок корпоративной игры сценариста, режиссера, оператора, актера, художника, композитора и многих других специалистов в работе над фильмом, как в подготовительный период, так и в съемочный и монтажно-тонировочный.

Сотворчество в поисках изобразительно - выразительных и монтажных решений – специфическая особенность работы режиссера в постановке картины.

Интересная драматургия (сценарного плана, сценария), искусство режиссера, мастерство оператора и профессиональный монтаж – формула успеха фильма.

Разработка режиссерского сценария - это основополагающий этап производства фильма. Это тот период, когда создается первое изобразительное видение литературного сценария; дается режиссерская интерпретация драматургии. Видение будущего фильма в режиссерском сценарии излагается языком киноискусства. Используются все изобразительно-выразительные средства для того, чтобы замысел фильма образно проявился в звуко - зрительной композиции, в ее идейном, драматургическом, стилевом, жанровом построении.

В процессе разработки режиссерского сценария выясняется общий характер будущего фильма, его художественная направленность. Определяется, что главное, а что второстепенное. Отбираются смысловые эпизоды, сцены. Решается трактовка замысла – в каком духе, стиле и жанре должно предстать экранное видение фильма. Фиксируются основные функции эпизодов. Выявляется характер движения образов. Решается монтажное построение структуры фильма, его музыкально-шумовое оформление. Детально разрабатывается каждый кадр. Подыскивается наиболее оптимальное изобразительное решение.

Режиссерский сценарий – это и разработка того, как снимать фильм.

Режиссерский сценарий – это и дизайнерская форма воплощения съемочного материала.

Режиссерская разработка – это и механизм преображения литературного сценария в образность фильма. В разработке режиссерского сценария одновременно участвуют и художественное, и логическое мышление. Это два главных инструмента, с помощью которых создается конкретное видение фильма в детальной проработке всех элементов кинообразности.

Логическое мышление направлено на смысловое разложение всех эпизодов и сюжетов на отдельные сцены, мизансцены, монтажные фразы. Определяется их понятийная функция и логическое место в композиции фильма, а так же конкретизируется их участие в раскрытии авторских идей, мыслей.

Художественное мышление, параллельно логическому, определяет, какими изобразительно-выразительными средствами наделить каждый кадр, каждую сцену, каждый эпизод и весь фильм в целом. Решается, каким образом выстроить их в композиционном ряду; в каком темпоритме должны выстраиваться кадры, в каком ракурсе. Весь этот процесс художественного осмысления рассматривается с точки зрения их занимательности, зрелищности и эмоционального воздействия.

Художественным мышлением режиссер определяет киногеничность каждого кадра и эстетику фильма в целом. Художественное мышление режиссера в процессе раскадровки все кадры подчиняет своему мироощущения, миропониманию и своим критериям красоты, нравственности, духовности.

В процессе режиссерской разработки сценария человеческие свойства монтажного видения обретают профессиональный взгляд режиссера на мир экрана. Все когда-либо увиденное и услышанное каким-то неведомым образом всплывают в памяти, анализируется конкретика впечатления. И этот результат становится решающим в раскадровке.

В фильме не может быть произвольного соединения кадров. Изобразительный ералаш никого не будет интересовать. Потому режиссерский сценарий концентрирует мысль и выражает ее отбором материала. И к каждой его части находится определенная форма, дается стилистическое решение.

Композиция любого фильма – это всегда целесообразно завершенный монтаж. Этот монтаж закладывается в режиссерский сценарий, в раскадровку каждого сюжета, эпизода.

Именно с режиссерского сценария и начинается становление зрительного образа фильма. Монтажное сцепление и монтажные блоки выстраиваются в композицию таким образом, чтобы их соединения служили выражению авторской мысли, режиссерской трактовке.

Режиссерский сценарий – покадровая повествовательная запись будущей картины зрительно-монтажным языком с музыкально – шумовым и речевым оформлением.

В процессе разработки режиссерского сценария главное внимание уделяется драматургии, образам действующих лиц, изобразительным и звуковым решениям, а также взаимодействию всех компонентов фильма. Весь этот аспект решается не сам по себе, а с позиции будущего зрителя. Поэтому важнейшая из всех задач режиссерского сценария – разработать такую постановку фильма, чтобы она была интересна зрителю.

Разработка режиссерского замысла усложняется, если режиссер выбрал не свою тему. В этом случае не реализуется в полной мере воображение постановщика.

Сергей Юткевич, кинорежиссер:

«Если фильм не существует в воображении режиссера прежде, чем начнется его реализация, если художник рассчитывает только на импровизацию, на случайность, на усилие отдельных исполнителей или техников, то такой фильм, не объединенный единым творческим замыслом, единой творческой волей, рискует остаться за пределами искусства» («Мосфильм», вып. 1, «Работа над фильмом», изд. «Искусство», м. 1959)

Иван Пырьев, кинорежиссер:

«Первую картину, как и последующие, надо ставить так, как если бы она была последней»…

… «Каждый новый фильм, в зависимости от особенностей сценария, заложенной в нем темы, его образов может потребовать от режиссера нового постановочного решения, особого подхода к работе с актером, оператором и художником»)…

… «Тема сценария должна быть обеспечена режиссером в свойственную только ей художественно – эстетическую форму, которая при правильном решении раскроет во всей глубине перед зрителем авторский замысел, сообщит фильму острую выразительность»…

… «Какая бы ни была форма, избранная режиссером для кинематографического выражения сценария, она должна быть занимательной» (Мосфильм, вып. 1. «Работа над фильмом», Изд. «Искусство», М, 1959)

Сергей Герасимов, кинорежиссер:

«Первый этап собственно режиссерской работы – создание режиссерского сценария. Каково же его назначение и место в творческом процессе?

Режиссерский сценарий – это непосредственный итог углубленного изучения литературной основы будущего фильма. Это как бы запись фильма, родившегося еще только в воображении режиссера в результате анализа литературного сценария и изучения всех связанных с его темой и образами материалов. Такая запись отнюдь не предвосхищает во всех чертах будущий фильм, хотя в ней и содержится подробное описание каждого кадра. Это только отправная точка для всей последующей работы, наметка будущей трактовки произведения, направление поисков. Но вместе с тем. Режиссерский сценарий формулирует во всех деталях развитие сюжета и определяет монтажно – ритмический строй и особенности изобразительного решения. Он является и тщательно, глубоко продуманным планом всей творческой и производственной работы постановочного коллектива» (С.Герасимов «Жизнь. Фильмы. Споры. Изд. «Искусство», М, 1971)

Михаил Ромм, кинорежиссер:

«Главной и отличительной особенностью, ведущей особенностью кинематографа является его зрительная, зрелищная сторона»…

… «Зрелищная сторона кинематографа то, что видит глаз на экране. Это и есть наиболее сильное и специфичное его оружие»…

… «Режиссер должен детальнейшим образом продумать именно зрелищное оформление… которым, в конечном счете, определяется кинематографическое качество произведения… даже когда режиссер работает со сплошь текстовыми кусками… ибо вне точного экранного решения в кино теряется не только выразительность, но и какая-то часть смысловой, идейной силы слова…

… «Почти вся сумма качеств кинематографа, которые ныне определяют его специфику, лежит в области его зрелищной стороны»

… «Поиски своей темы, оформление сценария, работа над текстом с автором, нахождение себя, своего кинематографического стиля именно в литературной основе, в драматургии, в сценарии – для хорошего режиссера – первейшая сторона его профессии. Режиссеры, которые небрежно относятся к драматургии, недооценивают или дурно понимают эту сторону режиссерской деятельности, обычно не могут полностью проявить себя, не достигают в кинематографе многого. Даже если им удается поставить одну, другую хорошую картину, их творческая индивидуальность не развивается органически, не проявляется в полную силу…

… «Непременным условием высокого искусства является острота и точность осмысленной формы»…

… «То новое, что вносит кинематограф, это либо панорама, либо смена плана, укрупнение, переходы с кадра на кадр, ракурсы, детали, то есть все, что относится к зрелищной стороне»(Труды Всесоюзного государственного института кинематографии, вып. 1, М, 1962)

Умение выбрать актера на роль – одно из важнейших профессиональных свойств, которым должен обладать кинорежиссер.

 

 

 

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS