5. Особенности работы над фильмом «с чистого листа»

Режиссер-сценарист

Сергей Герасимов, режиссер:

«Каждый режиссер справедливо скажет: Если нет хорошего сценария, то даже самый гениальный художник не сделает нечто из ничего» (С.Герасимов. «Жизнь. Фильмы. Споры», «Искусство, М. 1971)

Сценарий – первая проекция будущего фильма. От его качества зависит дизайн и прочность всей дальнейшей постройки – создания фильма. В работе над сценарием кинорежиссер, как автор литературного произведения, должен владеть сценарным мастерством. В написании сценария режиссер проявляется и в ремесле, и в творчестве.

На первых порах становления и развития искусства кино видение будущего фильма оформлялось сценарным планом. Это было конспектное изложение развития действий, которые предстояло снять. Затем конспектный список расширился подробным описанием действий, т. е. развернутой ремаркой. Этим занимались и режиссеры, и актеры, которые уже были знакомы с изобразительно-выразительными возможностями конструирования фильма.

Леонид Андреев, писатель:

«Нет пределов для авторской воли, творящей действие, обогатилось воображение – и вот нарождаются какие-то новые кинемо - драматурги, еще не ведомые таланты и гении. Кинемо - Шекспир, отбросив стеснительное слово, так углубляет и расширяет действие, находит для него столь новые, неожиданные комбинации, что оно становится выразительно, как речь, а в то же время убедительно той несравненной убедительностью, какая присуща только видимому и осязаемому. (Л.Н.Андреев. Полн.собр.соч. т.8, 1913, стр. 315)

На следующем этапе, особенно в период появления звука в кино, в качестве сценаристов стали привлекаться профессиональные литераторы.

Сценарий проявился как литература особого рода. Определилось понятие сценарного мастерства. Оно заключается в том, чтобы темой, изображением характеров действующих лиц, их диалогами, речью, а также авторской ремаркой выстроить такую композицию будущего фильма, форма и содержание которой путем воссоздания образов способна направить режиссера на создание фильма как произведения искусства.

Обнаружилась профессиональная особенность сценарного мастерства. Сценарий, как литературный материал будущей картины, требует ясности видения того, что предполагается отобразить на экране.

Сценарию не характерно, чтобы строй текста конструировался сложными предложениями. Не характерно в сценарном описании и применение эпитетов, метафор, сравнений, восклицаний.

Л.Н. Толстой, «Отрочество», повесть:

«На кожаный верх брички тяжело упала крупная капля дождя…другая, третья, четвертая, и вдруг как – будто кто-то забарабанил над нами, и вся окрестность огласилась равномерным шумом падающего дождя. Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра… В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который как – будто поднимаясь все выше и выше, шире и шире, по огромной спиральной линии, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск»

Стало очевидным качество кинематографичности материала сценария. Оно зависит от того, «насколько интересно, выразительно, своеобразно и ярко выражается замысел сценария».

Стало очевидным и то, что сценарий пишется исключительно для режиссера. Для сценария принципиально важна зрелищность изобразительного ряда и зрелищное оформление диалога. Они – слагаемые суммы качеств, которые определяют образную выразительность фильма.

Михаил Ромм, кинорежиссер:

«Режиссер должен уметь разобраться в сценарии не только с точки зрения идеи, но и с точки зрения действенного содержания того, над чем он будет работать, с точки зрения формы, литературной выразительности, с точки зрения кинематографической точности» (Труды ВГИКа. вып. 1, Москва, 1962 Лекции М. Ромма на режиссерском курсе)

«Русская классическая литература дает такие образцы художественного видения мира, его истолкования, такие образцы высокой идейности, соединенной с необычайным мастерством в разработке литературного материала, каких, может быть, не имеет ни одна литература других народов… Использованию широких возможностей изобразительного решения надо учиться у хорошей литературы» (Труды ВГИКа. вып. 1, Москва, 1962 Лекции М. Ромма на режиссерском курсе)

Зрелищность изобразительного ряда и зрелищное оформление диалога, как правило, излагается в сценарии сжато, представляя, таким образом, простор режиссерскому толкованию.

В ремарке сценария главенствует не столько явная, сколько потенциальная образность.

А.Н.Толстой, писатель:

«Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе»

Максим Горький, писатель:

« У Толстого можно научиться тому, что я считаю одним из крупнейших достоинств художественного творчества – это пластике, изумительной рельефности изображения…До такой степени ловко у него выточен образ: он как - будто стоит перед вами, вот так и хочется пальцем тронуть» (Максим Горький «О литературе», М. «Советский писатель», 1955, с. 443)

Язык ремарки сценария учитывает реальные возможности и элементы режиссерского воплощения сюжета сценария. В силу этого художественные средства языка ремарки несколько ограничены в сравнении с прозой художественной литературы.

Михаил Ромм, кинорежиссер:

«Надо уметь учиться у классиков их глубокому и проникновенному видению жизни, их умению передать эту жизнь в ярких, выразительных образах…Образцы подлинной кинематографичности можно найти у Пушкина» (Труды ВГИКа, вып. 1, Москва, 1962, Лекции М. Ромма на режиссерском курсе)

А.С.Пушкин, «Пиковая дама»: «Рассуждая таким образом, очутился он (Герман) в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры. Улица была заставлена экипажами, кареты одна за другой катились к освещенному подъезду. Из карет поминутно вытягивались то стройная нога молодой красавицы, то гремучая ботфорта, то полосатый чулок и дипломатический башмак. Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара. Герман остановился»

В написании сценария для собственного фильма режиссер проявляется одновременно и в ремесле, и в творчестве.

Ремесло характеризуется искусной способностью режиссера средствами литературного слова и специфической формой кинематографического языка обрисовать кинообразность будущего фильма. Здесь важно не красивость литературного живописания. Наиболее ценно для сценария быть материалом, пригодным для экранного воплощения, где через фантазию и воображение может реализоваться режиссерское мастерство. Пример образцовой формы сценария – «Калина красная» В. Шукшина:

«История эта началась в исправительно-трудовой колонии севернее города Н, в местах прекрасных и строгих.

Был вечер после трудового дня. Люди собрались в клубе. На сцену вышел широкоплечий мужчина с обветренным лицом и объявил:

- А сейчас хор бывших рецидивистов споет нам задумчивую песню «Вечерний звон»

На сцену из-за кулисы стали выходить участники хора – один за одним. Они стали так, что образовали две группы – большую и малую.

Хористы все были далеко «непевучего» облика.

– В группе «бом-бом», - возвестил дальше широкоплечий и показал на большую группу, - участвуют те, у кого завтра оканчивается срок заключения. Эта наша традиция, и мы ее храним.

Хор запел. То есть завели в малой группе, а в большой нагнули головы, и в нужный момент «ударили» с чувством:

- Бом-м, бом-м…

В группе «бом, бом» мы видим и нашего героя – Егора Прокудина, сорокалетнего, стриженого. Он старался всерьез и, когда «звонили», морщил лоб и качал круглой крестьянской головой – чтобы похоже было, что звук «колокола» плывет и качается в вечернем воздухе.

Так закончился последний срок Егора Прокудина. Впереди – воля»

В скупой, до предела экономной, лаконичной, и вместе с тем, в образной кинематографической прозе режиссера-сценариста Василия Шукшина все детали пущены в дело обрисовки сцены. Все зримо. Сцена не только выписана, но и практически с максимальной степенью творческой пользы выстроена в кадрах - и для режиссера, и для актера, и для оператора, и для художника. Все характеры жизненно правдивы. Четко раскрыта и позиция автора, стиль и жанр. Представлен и колорит сцены. Это пример того, когда и ремесло, и мастерство являют собой образец создания экранной выразительности литературным словом.

В словарном составе сценария Шукшина нет в описании особой экспрессивности языковых средств. В нем действуют профессиональные принципы кинодраматургии, и эмоциональное воздействие закладывается не в ребус для разгадки, а в конкретно видимую и слышимую форму, которая впечатляет не живописью слов, а специфичными для кино изобразительно-выразительными средствами.

 

 

 

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS