2. Режиссура – ремесло и искусство.

Освоение законов, закономерностей, принципов и особенностей искусства, творчества и кинематографического мышления – основа слагаемых мастерства кинорежиссера.

Является ли творческим труд вне сферы литературы и искусства? Мы характеризуем профессионального работника словами – мастер, мастеровой, мастер на все руки. И говорим: «Дело мастера боится».

Применимо ли это ко всякой профессии, ко всякой работе?

М. Горький:

«Основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще – ремесленники, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи». (О литературе. М. 1961,с. 486)

… «Есенин – орган, созданный для поэзии»

Невозможно начать любое дело без знаний, как обустраивается любая мастерская, и каким должен быть мастер своего дела.

Юлий Райзман, кинорежиссер:

«Известно, что непреложным условием режиссуры как творческого, художественного процесса является отчетливое видение постановщиком всех элементов будущего фильма и умение перенести «увиденное» на экран»

Пример кинематографической искусности поэта

в обрисовке кузнечного дела как ремесла и искусства

С. Есенин «Ремесло»:

Душно в кузнице угрюмой

(Скупыми словами дается четкое представление о характере работы)

И тяжел несносный жар,

И от визга и от шума

В голове стоит угар

(Образ мастерской поэт рисует в звуках и в крупности планов, тем самым подчеркивает напряженность труда)

К наковальне наклоняясь,

Машут руки кузнеца,

(В описании труда кузнечных дел мастера используется ракурсное видение движения рук с точки зрения глаз кузнеца)

(И тут же поэт меняет точку зрения: снизу вверх вглядывается в кузнеца, но лица не видать; дается поэтический образ)

Сетью красной рассыпаясь

Вьются искры у лица.

(Поэт, как художник, умело прорисовывает детали – сверхкрупный план глаз)

Взор отважный и суровый

Блещет радугой огней

Куй, кузнец, рази ударом,

Пусть с лица струится пот!

Зажигай сердца пожаром –

Прочь от горя и невзгод!

(Режиссерская установка актеру, играющему роль кузнеца; вспомнить систему Станиславского, который советовал актерам оставлять калоши при входе в театр; установка на возвышенность духа – служить в конечном результате людям своей продукцией)

Закали свои порывы,

Преврати порывы в сталь

И лети мечтой игривой

Ты в заоблачную даль.

Ремесло в то же время искусство. Какой инструмент выбрать – задача творческая для любой работы.

Преподобный Серафим Саровский:

«Как железа ковачу, так и я предал себя и свою волю Господу Богу: как ему угодно, так и действую»

Путь к мастерству.

С точки зрения истории: продуктивный поиск образного кинематографического мышления шел по пути осмысления художественной литературы, живописи, театра, музыки, архитектуры, скульптуры.

Интересовало, в чем особенности каждого искусства. Какие средства и приемы характерны искусству кино. Как выстраиваются конструкции и создаются формы. Каким образом выражается мысль.

Мастерство – умение художника эффективно использовать все средства и возможности своего искусства для создания содержательных и впечатляющих художественных образов.

Мастерство в широком смысле слова включает в себя всю совокупность качеств полноценной творческой практики; оно проявляется:

– в достоинствах художественного замысла,

– в умелой и доходчивой разработке сюжета,

– в выразительности и ясности композиции,

– в полноте пластических и колористических средств выражения,

– в безукоризненном владении техникой данного вида искусства.

Мастерство художника заключается в умении найти предельно выразительную форму, достигнуть органического слияния формы с содержанием.

Совершенная техника, как проявление искусности мастерства режиссуры при этом является необходимым условием творческой практики.

Техническое мастерство, понятое как самоцель, легко вырождается в ремесленничество. Техника как искусство, мастерство в области режиссуры: совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняются художественные произведения. В конечном итоге технические средства приводят работу к определенному художественному результату – от работы над сценарием до экрана.

Под техникой подразумеваются и индивидуальные особенности исполнительского мастерства.

Искусство режиссера, как закономерность проявляется во всеоружии режиссерского мастерства.

Суть проблематики: с одной стороны, на замысел режиссера огромное влияние оказывает окружающая действительность, сложившиеся методы, направления, течения; с другой стороны, действует субъективный фактор самого режиссера – его миропонимание и мировоззрение. Эту ситуацию в творческом процессе Лев Толстой назвал «преодолением хаоса мира».

Действительно, выбрать тему или сюжет – еще не значит задумать художественное произведение. Созревший замысел может, вопреки воле режиссера, отличаться от первоначального – из-за недостатка своего исполнительного мастерства или коллектива (съемочной группы), а также собственной противоречивости художественного взгляда.

 

 

 

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS