1. Работа режиссера над фильмом - путь к экрану от замысла до готового продукта.

В работе над замыслом фильма велика роль воображения, потому как сложно увидеть фильм во времени и пространстве. И если у режиссера нет ясного воображения – ЧТО - КАКИМ ОБРАЗОМ - ЗАЧЕМ – путь от замысла к воплощению усложняется. Поэтому режиссерский сценарий и является конкретной реализацией воображения в проекции будущего фильма.

Воображение важно для любого художника, в том числе и для музыканта. Композитор Сергей Рахманинов говорил: «Я не хочу утверждать, что артист-исполнитель не обладает воображением. Но есть все основания считать, что композитор обладает большим даром, ибо он должен, прежде чем творить, воображать. Воображать с такой силой, чтобы в его сознании возникла отчетливая картина будущего произведения» («Мосфильм», 1 выпуск, 1956 г.)

Парадоксально, но и удивительно точно выразил свою мысль о роли воображения французский режиссер Рене Клер: «Мой фильм закончен. Осталось только его снять»

В сравнении с другими видами искусства у кинорежиссера сложный и длительный процесс создания фильма. Всякий фильм проходит важные, с точки зрения производства фильма, технологические этапы. Если это авторский фильм, начальный этап – это работа над замыслом фильма, написание литературного сценария. Затем следует подготовительный период: работа режиссера над режиссерским сценарием. К этой работе в это время подключаются ассистенты режиссера, которые по указанию режиссера подыскивают артистов. В работу включаются кинооператор, художники по костюмам, декорациям, бутафорскому оформлению, фотографы, дизайнеры интерьера, ландшафта, архитектурных сооружений. Изготавливаются костюмы, атрибуты. Производятся пробные съемки актеров.

В этот же подготовительный период все актеры, прошедшие отбор (кастинг по-сегодняшнему), внимательно изучают сценарий, вживаются в свой образ, учат текст. Проводятся репетиции. Подключается редакторы сценария и фильма, консультанты, композитор, звукорежиссеры, осветители, пиротехники, гримеры, мастера трюков. Строятся декорации. Подготавливается съемочная аппаратура, осветительная и съемочная техника.

Следующий этап – съемочный период. Осуществляется реализация режиссерского сценария, проводится покадровая съемка всех сюжетов и эпизодов. В работе участвуют помощники режиссера, его ассистенты и ассистенты оператора, мастера по свету, гримеры, парикмахеры и многие другие специалисты.

Отснятая пленка проявляется, печатается. Рабочий материал просматривается, при необходимости кадры, а возможно, некоторые мизансцены переснимаются.

Параллельно съемке по режиссерскому сценарию монтажеры монтируют отдельные куски фильма, сюжеты с учетом съемочных поправок, дублей.

Когда весь материал отснят, начинается монтажно-тонировочный период. Изобразительный ряд выстраивается, монтажною компонуется, оформляется музыкально-шумовым сопровождением, озвучивается речью актеров, авторским комментарием и т.д.

Самое трудное для любого режиссера – это увидеть еще не созданный фильм.

Есть закономерности режиссерского искусства.

Одна из них – потребность общества в мыслящем кинематографе: «Облагораживать и возвышать зрителя, делать его более современным в эстетическом, культурном и моральном смысле» (Журнал «Сине - фоно», 1912г.)

Вторая закономерность кино – удовлетворять информационный голод зрителей: ни хлебом единым жив человек. С точки зрения искусства режиссуры, в процессе создания фильма важна новизна тематики произведения и построение оригинальных художественных гипотез.

Режиссеру, как и ученому, важно уметь подмечать все сложное, непонятное, противоречивое, и стремиться добираться до сути явлений.

Искусству режиссера характерно смотреть на вещи «своим глазом, как будто встретившись впервые» (определение ученого и писателя Михаила Пришвина).

Ощущение «первого глаза» лежит в природе человека. Именно от удивления первого взгляда рождается чудо науки, чудо искусства.

Нужен талант, опыт, творческое вдохновение, чтобы качественная сторона познания явлений жизни определила верный взгляд.

Для полноты изображения действительности важна и глубина осмысления – от анализа возвысится до образного обобщения, воплотить открытую истину в художественную структуру произведения.

Режиссеру важно настроить себя, с каких позиций, в каком ракурсе и в какой форме дать образное решение.

Наиболее ответственные моменты в работе режиссера кино – это выбор темы и поиск верного подхода к форме, которая могла бы оказаться адекватной содержанию темы, мысли, концепции. Таков взгляд на кинорежиссуру Ивана Пырьева

Иван Пырьев, кинорежиссер:

«Первую картину, как и последующие, надо ставить так, как если бы она была последней»…

… «Каждый новый фильм, в зависимости от особенностей сценария, заложенной в нем темы, его образов может потребовать от режиссера нового постановочного решения, особого подхода к работе с актером, оператором и художником»)…

… «Тема сценария должна быть обеспечена режиссером в свойственную только ей художественно – эстетическую форму, которая при правильном решении раскроет во всей глубине перед зрителем авторский замысел, сообщит фильму острую выразительность»…

… «Какая бы ни была форма, избранная режиссером для кинематографического выражения сценария, она должна быть занимательной» (Мосфильм, вып. 1. «Работа над фильмом», Изд. «Искусство», М, 1959)

Михаил Ромм, кинорежиссер:

«Главной и отличительной особенностью, ведущей особенностью кинематографа является его зрительная, зрелищная сторона»…

… «Зрелищная сторона кинематографа то, что видит глаз на экране. Это и есть наиболее сильное и специфичное его оружие»…

… «Режиссер должен детальнейшим образом продумать именно зрелищное оформление… которым, в конечном счете, определяется кинематографическое качество произведения… даже когда режиссер работает со сплошь текстовыми кусками… ибо вне точного экранного решения в кино теряется не только выразительность, но и какая-то часть смысловой, идейной силы слова…

… «Почти вся сумма качеств кинематографа, которые ныне определяют его специфику, лежит в области его зрелищной стороны»

… «Поиски своей темы, оформление сценария, работа над текстом с автором, нахождение себя, своего кинематографического стиля именно в литературной основе, в драматургии, в сценарии – для хорошего режиссера – первейшая сторона его профессии. Режиссеры, которые небрежно относятся к драматургии, недооценивают или дурно понимают эту сторону режиссерской деятельности, обычно не могут полностью проявить себя, не достигают в кинематографе многого. Даже если им удается поставить одну, другую хорошую картину, их творческая индивидуальность не развивается органически, не проявляется в полную силу…

… «Непременным условием высокого искусства является острота и точность осмысленной формы»…

… «То новое, что вносит кинематограф, это либо панорама, либо смена плана, укрупнение, переходы с кадра на кадр, ракурсы, детали, то есть все, что относится к зрелищной стороне»(Труды Всесоюзного государственного института кинематографии, вып. 1, М, 1962)

Юлий Райзман, кинорежиссер:

«Ни масштабность замысла, ни своеобразие изобразительного решения, ни богатство кинематографических находок сами по себе не овладеют сердцем зрителя, если в фильме не будет правды человеческих характеров, а возникает она лишь в том случае, если образы фильма находят точное и достоверное актерское воплощение»

«Глубокое проникновение в жизненный материал, изучение психологии каждого действующего лица – таков единственный способ подготовки себя к ответственейшему моменту в работе над фильмом – к подбору актерского ансамбля. Другого способа я не знаю».

Может ли режиссер быть в стороне от переломных событий и конфликтных ситуаций в стране, когда жизнь на изломе, у края пропасти, «когда душа болит, а сердце плачет»?

Сергей Юткевич, кинорежиссер:

«Режиссерский замысел будущего фильма начинается с выработки внутри себя своего отношения к миру, действительности (вспомним приговор Чернышевского, о котором говорилось), с определения своего места, своего участия в формировании цивилизованного общества… Режиссерский замысел будущего фильма не может существовать в отрыве от философских раздумий художника, от богатства его внутреннего мира. От всей той интенсивной и большой жизни, интересами, существом которой он обязан жить не только в то время, когда ставит фильм, а и каждый день, каждую минуту своего бытия»

…. «Если фильм не существует в воображении режиссера прежде, чем начнется его реализация, если художник рассчитывает только на импровизацию, на случайность, на усилие отдельных исполнителей или техников, то такой фильм, не объединенный единым творческим замыслом, единой творческой волей, рискует остаться за пределами искусства».

Сергей Герасимов, режиссер:

«Перед художником всегда стоит миллион вопросов… И в центре внимания всегда и прежде всего – человек» (С.Герасимов. «Жизнь. Фильмы. Споры», «Искусство, М. 1971)

Юрий Бондарев, писатель:

«Серьезная книга и серьезный кинематограф должны беспокоить сознание, говорить человеку, что он еще не достиг совершенства, и, отрицая в нем плохое, утверждать светлое начало, заставлять думать о сущности человеческого призвания» (стр. 10)

…«Если мы хотим быть скромными, то должны сказать: «Мы знаем о современном человеке мало, но когда-нибудь узнаем все» («Человек несет в себе мир»):

Иван Пырьев, кинорежиссер:

«Труд режиссера – это тяжелый труд, но труд вдохновенный, интересный, увлекательный, требующий больших знаний, и среди них, прежде всего, знания жизни, понимания человеческой психологии и характеров. Но все это может иметь цену лишь в том случае, если творчество режиссера вырастает на почве тесной, неразрывной связи со своим народом и воодушевлено его передовыми устремлениями». (И. Пырьев, Мосфильм, вып.1)

Ефим Дзиган, кинорежиссер:

«Особенности киноискусства, вся наша художественная практика привели к тому, что в режиссере кино видят основного ответчика за конечный результат, за качество созданной картины. Вот почему он должен быть полноправным творцом своего произведения. Его первая обязанность – предвидеть итоги своего собственного творческого труда и творческой деятельности возглавляемого им большого коллектива людей». (Некоторые черты современной кинорежиссуры, Учебное пособие ВГИКа)

«Художник в процессе создания своего творения непрестанно отбирает из множества явлений действительности, фактов, обстоятельств, характеров и выразительных средств искусства то, что отвечает его идеям, мировоззрениям, замыслом, вкусу, творческим принципам».

Киногеничность режиссерского мировоззрения и миропонимания – это две параллельные линии, по которым движется замысел от реального факта материала к художественной образности. Включает в себя практические вопросы:

– Что должно быть на экране?

– Каким образом должно предстать содержание замысла?

– Какими выразительными средствами достигнуть впечатляющей образной формы?

А.П. Довженко, кинорежиссер:

«Видеть в луже не лужу, а звезды, отраженные в ней… За внешней стороной видеть внутренний мир и стремиться преображать свое сознание, видеть красоту духовную»

Киногеничность как эстетическая особенность в системе кинематографического мышления.

Киногеничность как действие: от реальных фактов к художественной образности

«Фотогения» - книга французского авангардиста Луи Деллюка.

Размышление автора о фотогении касается самого предмета киноискусства – что должно быть на экране? Каким образом, какими выразительными средствами достигнуть впечатляющей художественной образной формы фильма.

О режиссере в ракурсе фотогении. Автор подчеркивает прежде всего интерес, какой материал реальной действительности можно избрать для экранного образа.

 

 

 

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS