50. Слагаемые кинематографического мышления

Н. А. Добролюбов, критик XIX в., современник А.С. Пушкина:

«Только пытливая аналитическая мысль художника может глубоко постигать действительность, логику самой жизни, сложную взаимосвязь явлений и процессов… Свободное претворение самых высших умозрений в живые образы и, вместе с тем, полное сознание высшего, общего смысла во всяком, самом частном и случайном факторе жизни – это есть идеал, представляющий полное слияние науки и поэзии и доселе еще никем не достигнутый»

Творчество кинорежиссера непременно базируется на знании всех тех богатств, которое выработало человечество. Они помогают ориентироваться в творческом процессе и открывают новые горизонты на пути постижения сложных проблем современной действительности. Освоение уроков прошлого важно не только для миропонимания. Достигнутый опыт позволяет кинорежиссеру совершенствовать свой главный инструмент – мысль. И когда мы говорим о кинематографическом мышлении, то прежде всего подразумеваем умение режиссера проникать в суть происходящих действий, событий, ситуаций. Это кинорежиссеру адресованы евангельские стихи: «Умеющий видеть - да увидит, умеющий слушать - да услышит».

Дух кинематографического мышления свободен. И в этом безграничном пространстве он не должен подчиняться никаким идеологиям. «Он дышит, где хочет и как хочет» - эти стихи тоже из Евангелия.

Кинематографическое мышление режиссера ориентируется только на созданные общечеловеческие ценности. И, непременно, с высоты Божественных идеалов.

У всех народов, всякое творчество – с Богом в голове, независимо от конфессий. Именно при таком условии новизна или сложность, непонятность окружающего мира озаряется невидимым светом, словно ниоткуда. И истинная поэзия (творчество) появляется в мыслях, кадрах, словах.

Есть еще одна особенность кинематографического мышления. Имеется в виду творческий процесс, когда кинорежиссер работает над постановкой фильма. Как создатель произведения искусства, кинорежиссер непременно должен быть и зрителем. Именно в этом ракурсе он должен решать, как наиболее эффективно скомпоновать фильм и наиболее эффективно воздействовать на чувства и мысли зрителей.

Во всех видах и формах творчества, кроме кинематографического, можно допустить право художника творить «искусство для искусства». Искусство кино - это слишком дорогостоящее дело для такой цели. Создание любого фильма изначально теряет всякий смысл, если он адресован единственному человеку – его создателю.

Художник Малевич мог нарисовать «Черный квадрат» и объявить его произведением искусства. Однако попробуем черный квадрат показать на экране хотя бы 1 минуту. Ни один из миллиона кинозрителей не воспримет «Черный квадрат» на экране как произведение киноискусства. «Черный квадрат» будет восприниматься черным экраном, технической помехой.

А вот глядя на «Черный квадрат» Малевича в музее, посетитель, как зритель, может часами размышлять - даже на философском уровне. Например, смотреть на картину и воспринимать ее как отображение нереализованных творческих возможностей. Или воспринимать картину как протест материальному пониманию мира. В сознании посетителя музея «Черный квадрат» может ассоциироваться также с понятиями тьмы, зла, смерти. Ничего подобного, подчеркиваем, не возникнет у кинозрителя.

Масштабность кинематографического мышления – мыслить в пространстве и времени прошлого, настоящего и будущего.

Характерная особенность кинематографического мышления – мыслить понятиями, образами, символами. Они могут существовать отдельно, но когда режиссер работает над замыслом, мышление понятиями и образами объединяется в две линии – научное и художественное отражение действительности.

Знания не уходят в песок, если строятся на камне. Притча Иисуса Христа о камне.

Камень – знание. Это твердь воды. По этой тверди Иисус Христос направился к апостолам, ученикам своим, чтобы спасти их от шторма.

«Век живи, век учись» - поговорка.

Сто лет кинематографу, а он все учится. Размышляет: что истинно в знаниях, а что ложно. Задумался о духовности и нравственности.

Кинематографическим языком сегодня постигаются новые научные открытия: что такое Дух, Душа.

А.С.Пушкин:

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух!

Познания и знания – фундамент кинематографического мышления. У кинорежиссера эта потребность в информации. Ее принято называть идеальной, духовной потребностью.

Знания и познания формируют миропонимание и мировоззрение кинорежиссера. Это личностный процесс с индивидуально неповторимым набором профессиональных качеств, обязанностей. В этом процессе вырабатывается голос совести, зов сердца, веление долга.

А.С.Пушкин:

«Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы»

С точки зрения режиссуры, в понятии долга – фильмы. Поступки и дела, которые совершаются согласно нравственным законам. Как категория профессионального качества, долг и зов сердца придают жизни и творчеству кинорежиссера глубочайшее значение своей нужности на земле. А тем самым повышается зрительская потребность в искусстве кино.

Знания и познания определяют ориентиры, служат выбору мировоззренческих позиций.

Знание и познание активно помогают кинорежиссеру в самоорганизации, самовоспитании, нацеливают на новый виток творческого процесса самосовершенствования. Это новое художническое состояние.

Страсть познания на уровне самосовершенствования не просто человеческая страсть, а самая истинно творческая страсть.

Знание, познание и осознание вырабатывают личностную ответственность, служат важнейшей мерой в профессиональном искусстве режиссера.

Все пути и перепутья экранного творчества в процессе самосовершенствования выявляют четкие ориентиры: что дозволенно в жизни и что дозволенно в искусстве.

Не все дозволенно в искусстве – это кредо Пушкина, Достоевского, Гоголя, Чехова.

Именно на творчество этих писателей ориентировалось русское национальное кино и общественная мысль, когда ставила перед кинематографистами задачу соединить творчество этих писателей в преодолении безграмотности России.

Кинематографическое мышление на уровне самосовершенствования вырабатывает условие нового видения мира.

 

 

 

 

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS