44. Приемы композиционного построения: от фиксации материала к образности его воспроизведения.

Продукт монтажа – образная композиция фильма. Продукт фильма – образно-концептуальная форма содержания.

Творческий монтаж – существенное звено в технологии производства фильма.

В мастерской режиссера монтаж – это творческий способ самоорганизации, самосовершенствования и самореализации профессионального мастерства.

Монтаж – коммуникативная форма общения режиссера со зрителями.

Стилистические особенности монтажа как проявление профессиональной самости кинорежиссера, индивидуальный почерк мастера (это то личностное, что отделяет его от других)

Методы монтажа в формировании кинематографической образности фильма:

– ассоциативный,

– последовательный,

– параллельный

Приемы монтажа

Прием сопоставления двух противоположных не только по смыслу, но и по эмоциональному настроению сцен, сюжетов.

Пример: фильм Тарковского «Иваново детство»

Иван бродит в развалинах и видит реальную надпись на стене: «Нас 8 человек, каждый не старше 18. Через час нас поведут убивать. Отомстите за нас!»

Иван вдруг улавливает их голоса. Они становятся все громче и громче, будят спящего Ивана.

Прием «экран в экране»

Пример из фильма «Сильные духом», Столпера: советские командиры просматривают немецкую хронику. В хронику вплетаются реальные кадры действий советских разведчиков в логове фашистов.

Еще пример из фильма режиссера П. Лунгина «Ветка сирени»: композитор Сергей Рахманинов вспоминает фрагменты детства в процессе игры на рояле в концертном зале.

Используется последовательный и ассоциативный монтаж способом сопоставления

Прием воспоминания в монтажных конструкциях подчеркивает, сколь важны впечатления, полученные изначально в детстве для будущего композитора Рахманинова.

Прием противопоставления

Пример: тот же фильм «Ветка сирени» П. Лунгина.

В начале фильма композитор отказывается выступать в концертном зале, пока дипломатическую ложу не покинут представители Советского Союза в Америке.

Эти люди выделяются взглядом композитора. Всплывает ассоциация: те же представители российской дипломатии в военной форме с революционной атрибутикой во время допроса музыканта в России.

Сергей Рахманинов, композитор о качестве, которым, несомненно, должен обладать музыкант-творец:

«Есть все основания считать, что композитор обладает большим даром, ибо он должен, прежде чем творить, воображать. Воображать с такой силой, чтобы в его сознании возникла отчетливая картина будущего произведения»

Сергей Юткевич, кинорежиссер:

«Если фильм не существует в воображении режиссера прежде, чем начнется его реализация, если художник рассчитывает только на импровизацию, на случайность, на усилие отдельных исполнителей или техников, то такой фильм, не объединенный единым творческим замыслом, единой творческой волей, рискует остаться за пределами искусства».

Сергей Герасимов, кинорежиссер:

«Режиссер, который рассматривает свое предназначение в жизни как интерпретацию готовых, независимо от него сложившихся концепций, для которого профессия ограничивается лишь раскадровыванием зримого мира, представляет собой тот вид ремесленника, который довольствуется минимумом…

… «Я уверен, что, научив молодого человека правильно ставить камеру, более или менее разумно строить мизансцены с актерами, прослеживать за элементарной логикой интонации, владеть монтажом можно очень быстро, вероятно за год. … Речь идет о совершенно ином – о выработке мировоззрения, собственной позиции»…

…«Пристальный взгляд в окружающий мир и уж, конечно, в человека – самое главное. Потому что человек – главная загадка мира».

Монтажные приемы в процессе съемки.

Внутрикадровый монтаж и его особенности.

Съемка внутрикадрового движения объекта съемки движущейся камерой – одна из наиболее динамичных и пластичных форм организации экранного пространства. Прием требует высокого мастерства от режиссера, оператора, актера.

Прием панорамирования:

– со штатива – движение камеры влево, вправо, вверх, вниз

Пример:

фрагменты из фильма «8 с половиной»

итальянского режиссера Федерико Феллини.

Камера со штатива, как бы взглядом

героя фильма наблюдает за происходящим

вокруг целебного источника последовательно влево – вправо

и опять влево и вправо, но более укрупненными планами.

съемка с рук

Интересно, что прием параномирование в этом фильме

используется режиссером в качестве своей собственной,

авторской точки зрения: прослеживается сам герой

и все происходящие вокруг него действия, события.

Любопытно, что прием двойной точки зрения параномированием – авторской и персонажей – эффективно применил Сергей Герасимов еще в 40-х годах ХХ в. при съемках фильма «Молодая гвардия»

- съемки в движении (динамичное панорамирование) - с помощью специальных и обиходных тележек, кранов, а также съемки с поезда, самолета, теплохода, других движущихся средств;

– внутрикадровая трансфокация изображения оптикой - наезды и отъезды;

– трансфокация изображения собственным ходом оператора с камерой – приближение, удаление, вращение; параномирование.

Монтажные приемы в процессе монтажа

Изобразительные конструкции могут соединяться через:

– затемнение,

– осветление кадра,

– двойную экспозицию,

– наплывы

Наплывы (миксы) выполняют те же задачи, как и двойная экспозиция, но менее контрастны, более пластичны. Особенно эффективен этот прием, когда кадры не монтируются пластично по ракурсу, цвету, свету, содержанию кадра. Как правило, наплывы используются для отображения снов, воспоминаний, размышления, представления, фантазии. Широко распространены они в рекламе.

Цвето – световые эффекты.

Как и наплывы, они применяются для монтажных переходов от сюжета к сюжету, в связке эпизодов, при использовании иконографических материалов (фотографий, писем, книг, газет, экрана телевизора, монитора).

Пример:

игровой фильм П. Лунгина «Ветка сирени»;

документальный фильм

студии экранного творчества «Рекламфильм» -

«Преподобне отче Серафиме, моли бога о нас!»

С. Эйзенштейн:

«Никакой монтаж не может построиться, если нет внутреннего «напева», по которому он слагается»

«Напев» - интонация, пластически изобразима.

Образцы кинематографической образности и «напевности» в литературе

Прием сновидений

А. Блок

Когда замрут отчаянье и злоба,

Нисходит сон. И крепко спим мы оба

На разных полюсах земли.

Ты обо мне, быть может, грезишь в эти

Часы. Идут часы походкою столетий,

И сны встают в земной дали.

И вижу в снах твой образ, твой прекрасный.

Каким он был до ночи злой и страстной,

Каким являлся мне. Смотри:

Все та же ты, какой цвела когда-то,

Там, над горой туманной и зубчатой,

В лучах немеркнущей зари. (Август, 1908г)

Прием воспоминания в монтаже.

А. Блок

«О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе»

Но час настал. И ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем.

Вино и страсть терзали жизнь мою…

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

….

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Все миновало, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола. (Декабрь, 1908г.)

Еще одна форма приема воспоминаний ритмики монтажной конструкции:

С.Есенин «Письмо к женщине»

Вы помните,

Вы все, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.

Вы говорили:

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься,

А мой удел –

Катиться дальше, в низ. (1924г)

Графическая пластика.

Максим Горький «Песня о Буревестнике»

Над седой равниной моря

Ветер тучи собирает.

Между тучами и морем

Гордо реет буревестник,

Черной молнии подобный,

То крылом волны касаясь,

То стрелой взмывая к тучам,

Он кричит –

И тучи слышат радость в смелом крике птицы.

К вопросу об интонации.

Фильм нами воспринимается не сразу как единое целое. Как и в литературе, у него временной характер. Ему и подчинены все законы и принципы построения композиции зрительно-звуковыми компонентами.

С. Эйзенштейн видел в интонации первичное звено будущего образа: «Интонация – это движение голоса, идущее от того же движения эмоции, которое служит важнейшим фактором обрисовки образа. Именно поэтому так легко бывает жестом изобразить интонацию, как и само движение музыки»

Интонация связана не только с голосом и музыкой. Она выражается в пластике соединения кадров и особенно выразительна на крупном плане. Важна подводка последовательности кадров под этот крупный план. Важен цвет и свет в крупном плане.

Музыкально-стихотворная форма интонации родственна кинематографической форме.

М.Ю. Лермонтов «Демон»:

Всегда безмолвно на долины

Глядел с утеса мрачный дом;

Но пир большой сегодня в нем –

Звучит зурна, и льются вины –

Гудал сосватал дочь свою,

На пир он созвал всю семью.

На кровле, устланной коврами,

Сидит невеста меж подруг:

Средь игр и песен их досуг

Проходит. Дальними горами

Уж спрятан солнца полукруг;

В ладони мерно ударяя,

Они поют – и бубен свой

Берет невеста молодая.

И вот она, одной рукой

Кружа его над головой,

То вдруг помчится легче птицы,

То остановится, - глядит –

И влажный взор ее блестит

Из-под завистливой ресницы;

То черной бровью поведет,

То вдруг наклонится немножко,

И по ковру скользит, плывет

Ее божественная ножка;

И улыбается она;

Веселья детского полна.

Кадру в монтажной конструкции, как и слову в литературной фразе, нужен уют и комфорт. Кадры, соединяясь в монтажные фразы, движут мысль, выстраивают композицию, создают образ.

 

 

 

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS