28. АЗЫ КИНОИСКУССТВА - АЗБУКА РЕЖИССУРЫ.

Вильям Шекспир, «Гамлет»:

«Это все слова, слова, слова»

В. Маяковский:

«Слова у нас до важного самого

В привычку входят, ветшают как платья.

Хочу сиять заставить заново

Величественное слово – партия»

Высказывания: «Ну что ты болтаешь», «Ты уж помолчи» тоже о словах.

И поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» тоже о словах.

Но так не скажешь о кинокадре, а его в кинематографе и принято именовать словом (условно – для определения понятия «монтажная фраза»).

И все же есть схожесть понятия «кадр» и понятие «слово». Если и то, и другое несет в себе миссию первичного элемента, из которого состоит целое.

«В начале было слово

И слово было у Бога,

И слово было – Бог…»

(Евангелие от Иоанна)

К истории слова

Слова изначально выражались мимикой и жестами.

Затем обрели звуковой характер, изобразительную форму в виде рисунков.

Позже оформились в алфавитное, буквенное обозначение со свойствами произношения.

В алфавитном сочетании букв – словах – оформились понятия, выражения мысли. А конструкции слов, монтаж слов позволили в последствии выражать и комплекс мыслей, их логическое построение. Умелое пользование различными конструкциями слов – формами сочетания слов – породило письменность; сформировался литературный язык. Сформировалась и живая устная речь как форма общения, диалог. Искусство словообразований, словосочетаний стало искусством литературных произведений в сфере письменности и искусством ораторства в устной речи, искусством диалога, монолога в театральных постановках.

В драматической форме общения театральный язык стал специфической функцией искусства слова

В последствии язык стал деловым, национальным. Выработалось многообразие практицизма языка.

В системе изобразительно – выразительных средств самым проблемным было выработать язык художественный. Художественный язык искал зрительно – слуховую обрисовку слов, которая позволяла бы читателю, слушателю, зрителю воспринимать образ.

Фильм – форма общения со зрителем языком кино. Строится средствами выражения и передачи мысли.

Какими средствами обеспечить эффективность изобразительно – выразительного общения и сообщения – один из главных вопросов практики искусства кино. Его важнейшее качество – умение управлять содержанием методами, приемами, изобразительно – выразительными средствами.

Увиденный киноглазом кадр и есть слово в кинематографическом языке.

Язык - формы мышления. Есть язык литературы, живописи, танца.

Есть и язык разговорный (ораторское искусство, театр, публицистика)

А также письменный, литературный (как художественная форма) - поэзия, проза, театральная драматургия, мемуары, письма, дневники, литературные сценарии, режиссерские сценарии

Отличаем мы и язык деловой - письменный и устный; язык информации.

Существует и обыденный язык, наиболее употребляемый в игровом кино: просторечье – устная речь (живая), и письменная форма (эпистолярный жанр)

Русский язык сформировался на основе церковного языка

В процессе развития дополнялся иностранными словами, народным фольклором.

А.С. Пушкин – реформатор русского языка, создатель современного литературного языка.

Литературные произведения А.С. Пушкина – источник изобразительно – выразительных средств кинематографического языка.

Как пример – «Медный всадник». В нем проявлено кинематографическое зрение, пластичность действия через крупные планы, «все движения камеры» и различные формы движения, адекватные современной камере. В «Медном всаднике» поражает и кинематографичность с точки зрения киномонтажных строений и конструкций (наглядность кинематографичности со строк: «Дни лета клонились к осени» и до конца поэмы)

А. С. Пушкин, формируя литературный язык, стремился, по его словам, «выжать скрытые мощности языка».

Изобразительно – выразительные средства языка кино

Изображение кадра – основное изобразительное средство.

Актер, его игра – главные выразительные средства.

Элементы изобразительно - выразительных средств:

– композиция кадра, его линейное построение;

– свет, цвет (их тональности);

– масштабность плана: общий, средний, крупный, деталь;

– длительность кадра;

– ракурс, как особый линейный рисунок композиции кадра – точка зрения (верхняя и с «птичьего полета», Космоса; нижняя, «лягушечья» и любая другая снизу )

– слово: речь актеров, надписи, дикторский комментарий;

– музыка; шумы;

– методы и приемы съемки, монтажа;

– компьютерная графика.

Зрелищность – специфика кино.

Леонардо да Винчи о десяти особенностях глаза:

«Мрак, свет, тело, цвет, фигура, место, удаленность, близость, движение и покой»

Кинематографичность и художественность - слагаемые зрелищности.

Михаил Ромм, кинорежиссер:

«Кинематографичность материала зависит от того, насколько интересно, выразительно и своеобразно то, что показывается, насколько оно ярко выражает замысел в цепи движений, в зрелище, которое развивается в соединении со словом или без него»

….«Главной и отличительной особенностью, ведущей особенностью кинематографа является его зрительная, зрелищная сторона» … «Зрелищная сторона кинематографа, то, что видит глаз на экране – это и есть наиболее сильное, специфичное его оружие…. «Режиссер должен детальнейшим образом продумать именно зрелищное оформление… которое, в конечном счете, определяет кинематографическое качество произведения»

«Вне точного экранного решения в кино теряется не только выразительность, но и какая-то часть смысловой, идейной силы слова»

… «Почти вся сумма качеств кинематографа, которая ныне определяет его специфику, лежит в области его зрелищной стороны».

 

 

 

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS