27. Документальный экран на пути художественного освоения реальной действительности. «Прекрасное должно быть величаво»

А.С. Пушкин не раз заявлял о себе, что он поэт действительности. Вся его поэтика правдива, документально достоверна. Даже там, где дается художественная картина мира. Образец «прекрасного» поэт видел в природе. И самым прекрасным в этой прекрасной природе он выделял человека. И говорил: «Вращается весь мир в круг человека». Как искренний документалист, он видел – человек оскорблен и унижен. Но был твердо убежден, что человеческое в человеке, как явление божественного, должно в жизни быть прекрасным.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в свой жестокий век прославил я свободу

И милость к падшим призывал.

Александр Блок, поэт:

«Переводя историю с немого язык букв на язык живого зрелища, мы не хотим тащить ее на театральные подмостки и рядить в условные действия и движения, но мы хотим в каждой эпохе, каждому лицу и каждому движению этого лица дать определенную и правдивую окраску, которая поразила бы зрителя, резко запечатлелась в его памяти» (А. Блок, «Общий план исторических картин». Собр.соч., т.XII, М. «Советский писатель», 1936, стр. 171)

Когда мы говорим о художественности в документальном кино, имеем в виду, конечно же, не игру актеров. Художественность в документальном кино – авторское художническое отношение режиссера к отображаемой реальной действительности «по имени факт». Натурализм, как течение в искусстве, чужд реализму кинодокументалистики. Суть правды документального кино не в натурализме виденного, не внешней фактурности жизни, события, ситуации, документа. Реализм – в правде внутренней сути, которая раскрывает истинные мотивы любого документа в любой форме. Отсюда и сложность задачи режиссера документального фильма. Важно не просто представить событие, а посредством исследования дать правдивую оценку с точки зрения причинности, побудившей свершиться тому или иному факту, событию.

Видимость обманчива. Об этом говорится в Священном писании: «Не судите по внешности».

Задача режиссера-документалиста – обнаружить за завесой тайн характер и черты с отчетливой прорисовкой «лица» факта, «лица» ситуации, «лица» события. Но, как писал Сергей Есенин: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстояньи»

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS