16. Природа кинематографического мышления как свойство и система человеческого мышления

Темы размышлений:

Культура мышления

Слагаемые кинематографического мышления – научное и художественное мышление – две стороны одной медали

Кинематографическое мышление как проявление миропонимания и мировоззрения; как отражение авторского «я» в стиле, манере, форме, идейно-образной композиции фильма.

Масштабность кинематографического мышления.

Особенности кинематографического мышления – это мастерская режиссера за кадром и в кадре.

Профессиональные черты кинематографического мышления, закономерности: звукозрительная, монтажная, образная, в пластике.

Контрапунктное, духовное мышление – высшая степень кинематографического мышления в практике создания фильмов.

Особенности национального русского духа и проявление их в режиссерской практике.

Задумаемся:

Каким же образом потребности общества трансформируются в личные установки режиссера?

На какой волне размышления мысль кинорежиссера улавливает импульс интересной идеи, своей темы?

Важно ли режиссеру быть в «седле истории», в духе своего времени?

Что управляет режиссером: гражданский долг – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан»?

Или зов сердца – «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы»?

Интересен вопрос и в ином ракурсе: сказывается ли на образное кинематографическое мышление культура мысли? И как она влияет на свободу выбора режиссера: сделать фильм только об этом и ни о чем другом, и только сейчас?

Преследует ли режиссер в процессе кинематографического мышления свои меркантильные цели или слагаемые его мастерства сводятся к пушкинской формуле:

А может ли режиссер быть в стороне от переломных событий и конфликтных ситуаций, когда жизнь на изломе, у края пропасти, «когда душа болит, а сердце плачет»?

А может ли новизна и свежесть мышления на исторические мотивы стать импульсом для экранного творчества?

Не об этом ли песня Игоря Талькова:

«Листая старую тетрадь расстрелянного генерала,

Я тщетно силился понять,

Как ты могла себя отдать

На растерзание вандалам?»

В своде этих вопросов исследуется действительность

начала 90-х годов ХХ в. в документально - публицистическом

фильме «Преодоление» студии экранного творчества

«Рекламфильм». Краткая информация о фильме в разделе «Киноработы» – http://www.filmproducer.webbox.ru/raboty/

Литературный сценарий, фильм и дикторский текст

к нему можно заказать e-mail

Свойства кинематографического мышления заложены в природу человека изначально.

Познания и знания – фундамент кинематографического мышления. У кинорежиссера эта потребность в информации. Ее принято называть идеальной, духовной потребностью.

Сознание - свое знание вместе с кем-то. По мысли исследователей (психологов, физиологов), сознание кинорежиссера неизбежно влечет за собой профессиональную способность к самосознанию и осознанию уникальности собственного «я».

Кинематографическое мышление с точки зрения истории.

Продуктивный поиск истоков кинематографического мышления шел по пути осмысления художественной литературы, живописи, театра, музыки, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, скульптуры.

Интересовало, в чем особенности каждого вида искусства. Какие средства и приемы характерны? Как выстраиваются конструкции и создаются формы? Каким образом выражается мысль? Внимание акцентировалось на проявление экспрессивных элементов.

Роль знания и познания в творческом процессе

Человек, природа, Вселенная – предмет исследования ученых.

Знать больше, чем известно сегодня - роль науки. Ее сфера - познание материального мира, его законов, закономерностей. Прогресс науки и техники, как создание искусственного материального мира (Как заслуга науки?) Научное познание раскрывает сущность предметов, дает знание законов и причинных отношений. Знания отражаются в форме логических понятий, законов, теорий. Под сводами знаний ученых - ранее полученные и проверенные опытом знания и совсем новые, которые открывают новые истины, новые законы, новые закономерности.

С. Эйзенштейн:

«Неминуемо больше всего волнует в искусстве те построения, которые по своим признакам вторят чертам разных этапов становления нашего сознания»

Ученые о сознании

К. Симонов, физиолог:

«Сознание означает способность передать свое знание другим членам сообщества».

По определению ученого:

«Дополнительность сознания – сопереживание, как качество культуры мышления, породило две ветви человеческой культуры – искусство и науку»..

…«Отрицая роль самосовершенствования, мы никогда не поймем, почему благополучный аристократ идет на Сенатскую площадь (защищать честь и совесть), а из раба – вольноотпущенника получается жестокий надсмотрщик, преследующий своих вчерашних друзей по несчастью».

Ученый делает вывод: «Наука беспомощна в решении больших этических проблем»

(К. Симонов «Рефлексы будущего»)

Бытовавшее ранее понимание, что среда формирует человека - неверное.

Ученые исследовали: в коммуникации личности и общества именно среда отбирает те свойства личности, которые представляют наибольшую ценность.

Андрей Сахаров, отец ядерной бомбы, именно на это обращал внимание в своих публикациях. И все, что произошло с Сахаровым в последствии, практически подтверждает выводы ученого: общество лишило его всех регалий и заслуг перед Отечеством и всем миром.

С точки зрения ученого, можно противостоять эгоистическим побуждениям человеческой гордыни и бездуховности массовой культуры. Путь к этому он видел в самовоспитании, самоорганизации, самосовершенствовании. Он был убежден, что это могучие рычаги обогащения миропонимания и мировоззрения человеческой личности, а следовательно, и ее самореализации.

Психологи личностное самосовершенствование рассматривают как социальную ценность, победу высших мотивов над бездумным подражательством лжекумирам, лжепророкам от политики, искусства, литературы.

В. Вернадский, ученый, геолог, изучавший магнитные волны и энергетику Земли, а также глобальную энергию Вселенной, сделал такой же вывод еще в начале ХХ века. А до него, еще в XVIII веке этой проблемой озадачился австрийский ученый. Он выдвинул гипотезу - сознание вне мозга.

В. Д. Плыкин, доктор технических наук:

«Мозг человека – это система управления телом человека. И канал связи физического тела с сознанием человека»…

….«Сфера сознания осуществляет все интеллектуальные и эмоциональные процессы в существе человека. Процесс мышления на уровне принятия решений осуществляется вне нашего мозга. Вне нашего физического тела, они осуществляются в ином измерении – в сфере сознания, а наш мозг отрабатывает только следствие процесса мышления, его результат»

По собственному признанию В.Д. Плыкина, он в прошлом – «воинствующий материалист». Его современное миропонимание и мировоззрение: «Современный человек для приобретения познаний должен изучать десятки наук, прочитывать сотни книг» …

… «Человечество сегодня живет в завершающей фазе эры воинствующего невежества» (стр. 19)

… «В силу воинствующей бездуховности (воинствующего невежества) современного человечества Земли – Истина скрыта от нас»

… «Наш современный образ жизни не направлен на совершенствование Духа. Духовная темнота и невежество человечества сегодня достигли предела. Это про нас сказано в Библии: «Идущий во тьме не знает, куда идет». Не зная законов Вселенной, мы изобрели свои законы. И сегодня вся наша жизнь построена на искусственных, удобных нам законах и ложных «истинах». Поэтому наш жизнепоток – это путь к катастрофе человечества»…

… «Сейчас каждый из нас должен осознать происходящее и предпринять все возможное для исправления самого себя… Первый шаг в этом направлении – самооценка своих действий и поступков, своего образа жизни и ее цели»

Сознание - свое знание вместе с кем-то. По мысли исследователей (психологов, физиологов), сознание кинорежиссера неизбежно влечет за собой профессиональную способность к самосознанию и осознанию уникальности собственного «я».

Искусство в отличие от науки отражает действительность в специфической форме художественного образа (не понятийного, не в формах и теориях, законах)

Еще одно отличие искусства: художественный образ несет в себе характер времени.

И еще отличие - с помощью художественного образа:

– раскрываются эстетические качества действительности (дается оценка прекрасного и безобразного, в понятии Чернышевского – «приговор»);

– представляется в конкретике кадров эмоциональная наглядность исследования, познания, отношений человека с человеком – в семье, в профессиональной среде, в обществе, в отношениях к искусству, к природе, к культурным и духовным ценностям.

А.П. Довженко, кинорежиссер, рассуждает об уникальности режиссерского видения:

«Видеть в луже не лужу, а звезды, отраженные в ней… За внешней стороной видеть внутренний мир и стремиться преображать свое сознание, видеть красоту духовную»

 

 

 

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS