13. Человеческая потребность в освидетельствовании фактов, событий, явлений.

Иисус Христос:

«В поте лица будете добывать хлеб ваш насущный»

Добывать хлеб свой насущный - первая потребность человека. (Под «хлебом насущным» подразумевается потребность и в воде, и в пище, и в одежде, в жилье и в труде, и т.д. – все, что мыслится в понятии материального)

Что значит для кинорежиссера «добывать свой хлеб насущный», если сказано в Новом завете: «Не хлебом единым жив человек»?

Ответ затрагивает проблемы самоорганизации, самосовершенствования, самореализации режиссуры. Включает в этот механизм потребности в знании, познании и творческом труде.

В человеческой деятельности сформировались многие потребности:

– элементарные – голод;

– низменные – эгоистические стремления к личному благополучию любой ценой (потребительство)

– тончайшие – жажда художественного творчества;

– возвышенные – приносить счастье родным, близким; служить людям; Родине;

– духовные - жить по Христу (во Христе), служить Богу

Процесс осознания потребностей – сложнейший. Многие осознаются с трудом. Иные вовсе неподвластны осмыслению – пока.

Каждая эпоха, каждый период жизни, этап в развитии культуры (науки, искусства) порождают определенные потребности.

Гегель:

«Обозревая все содержание нашего человеческого существования, мы уже в нашем обыденном сознании находим величайшее многообразие интересов и их удовлетворения. Мы находим обширную систему физических потребностей, на удовлетворение которых работают большая и разветвленная сеть промышленных предприятий. Торговля, судоходство и технические искусства. Выше этой системы потребностей мы находим мир права, законов, жизнь в семье, обособление сословий, всю многообъемлющую область государства… Наконец, мы находим бесконечно специализированную и сложную деятельность, совершающуюся в науке, совокупность знаний и познаний, охватывающую все существующее» (Гегель, «Эстетика». М., искусство, 1968,т. 1, стр. 102-103)

Интересна классификация потребностей Ф.М. Достоевским.

В «Братьях Карамазовых» писатель размышляет о трех важнейших потребностях. Одна из них – о хлебе насущном. В это понятие он включает все материальные потребности и определяет, что люди во имя удовлетворения своих материальных благ или нужд готовы и, более того, вынуждены многим поступиться. Он приходит к выводу, что с точки зрения мудрости научной это значит: «Накорми, тогда и спрашивай о добродетели».

С этой же научной точки зрения писатель делает еще один вывод: «Стало быть преступлений нет, а значит, нет и греха, а есть лишь только голодные».

Художническая мысль Ф.М. Достоевского проницательна. Она обращает внимание, что потребность в пище материальной – власть голода над телом. И что эту потребность нельзя не признать важной.

В аспект размышлений писатель включает и потребность познания – ибо «тайна человеческого бытия не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить».

Вспомним размышления А.С. Пушкина над смыслом жизни:

«Дар напрасный, дар случайный –

Жизнь, зачем ты мне дана?»

и монтажно соединим со строками его «Пророка»:

«Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился…

И внял я неба содроганье.

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье»

Потребность познания смысла и цели жизни была философским и практическим направлением культурного мышления всей литературы и искусства XIX века.

Ф.М. Достоевский в романе задумался, можно ли постигнув истины, носить в себе их и быть довольным этим. И задает себе вопрос: а нет ли в познании более возвышенных и тончайших потребностей? Исследуя важнейшие потребности, Ф.М. Достоевский приходит к заключению: потребность человека в духовном самоутверждении всей историей человеческой деятельности определена как высшая человеческая потребность. Наблюдая, как ведут себя различные потребности, как они трансформируются в личные установки, он исследует и мотивы потребительства, и мотивы творчества, и мотивы божественных идеалов. Проецируя их на страсти земной жизни, в своем исследовании он усматривает высший смысл – то, что в богословии понимается, как жизнь во Христе: подчинять свои поступки, мысли и дела божественным идеалам, таким как знания, любовь, красота, добродетель.

Знания о потребностях – это не только личностная, но профессиональная потребность режиссера. Это бремя свободы выбора темы, над каким фильмом работать.

Режиссерское мышление продуктивно, когда к арсеналу потребностей подключается механизм человеческого восприятия.

Это:

– видеть – реальную действительность окружающего мира;

– слышать, что звучит в природной звукосфере и реальной действительности, изобретаемой человеком;

– мыслить – соображать, что происходит вокруг, анализировать, делать выводы;

– сохранять в памяти все виденное в жизни;

– воспроизводить в памяти своей только что увиденное или виденное дивным давно (видеотека, слайдотека, мозга);

– представлять, воображать, фантазировать, придумывать в изобразительном виде, в картинках нечто ранее не видимое, не существующее в реальной действительности

Ю. Бондарев, писатель:

«Там, где разные социальные причины снижают интерес и потребность в искусстве, происходит утрата нравственных ценностей, и тогда начинается нищета духа, пустота обеспеченного, но не радостного быта, преждевременная смерть сознания»

Стендаль, писатель:

«В политике, как и в искусстве, нельзя достигнуть высокого, не изучив человека, и необходимо мужественно начать с самих себя»

 

 

 

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS