4. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ МИРА в науке, искусстве, литературе.

Максим Горький:

«Между наукой и художественной литературой много общего; и там и тут основную роль играют наблюдения, сравнения, изучения; художнику так же, как ученому необходимо обладать воображением и догадкой – «интуицией»

Искусство в отличие от науки отражает действительность в специфической форме художественного образа (не понятийного, не в формах и теориях, законах)

Еще одно отличие искусства: художественный образ несет в себе характер времени.

И еще отличие - с помощью художественного образа:

– раскрываются эстетические качества действительности (дается оценка прекрасного и безобразного, в понятии Чернышевского – «приговор»);

– представляется в конкретике кадров эмоциональная наглядность исследования, познания, отношений человека с человеком – в семье, в профессиональной среде, в обществе, в отношениях к искусству, к природе, к культурным и духовным ценностям.

В этой «наглядности» художественный образ оказывает эмоциональное и эстетическое воздействие на людей, вызывает у них не только чувство (переживание радости, боли, гнева, удовольствия, гордости и пр.), но и побуждает к мысли, к мышлению. Художественный образ способен формировать культуру мышления, образ жизни, утверждать потребности к познанию, развивать новые потребности (духовные).

В стихах А. Пушкина есть такие строки:

«И внемлет арфе серафима

В священном ужасе поэт»

На какой волне размышления мысль кинорежиссера улавливает импульс интересной идеи, своей темы.

Кинематографическое мышление продуктивно, когда в механизм его включаются законы человеческого восприятия.

Это:

видеть – реальную действительность окружающего мира;

слышать, что звучит в природной звукосфере и реальной действительности, изобретаемой человеком;

мыслить – соображать, что происходит вокруг, анализировать, делать выводы;

сохранять в памяти все виденное в жизни;

воспроизводить в памяти своей только что увиденное или виденное дивным давно (видеотека, слайдотека, мозга);

представлять, воображать, фантазировать, придумывать в изобразительном виде, в картинках нечто ранее не видимое, не существующее в реальной действительности.

А.С. Пушкин, стихотворение «Пророк» (1826):

«Духовной жаждою томим

В пустыне мрачной я влачился

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и выждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Стихотворение о двух владыках мира, двух монахах – преподобном Серафиме Саровском и его современнике пророке Александре Пушкине.

Интересен факт. В 1825 году декабристы вышли на Сенатскую площадь, чтобы своим подвигом обратить внимание власти на бедствие людей.

Тогда же, в 1825 году пустынножитель Серафим Саровский, совершив духовные подвиги, вышел из затвора и стал служить людям.

Серафим Саровский:

«Когда же надобность потребует или дело дойдет, то откровенно во славу Божию действовать должно»

В 1826 году А.С. Пушкин исповедуется в «Пророке»:

«И шестикрылый серафим на перепутье мне явился».

Видимо, не зря поэт Чаадаев просил Пушкина постичь тайну России и определить ее будущее. Пушкин и слыл пророком. Об этом стихотворение «Пророк»

Трагическому хаосу действительности, мутному обывательскому сознанию Пушкин противопоставил светлый разум, стройность и ясность мысли, полноту ощущений и цельность мировосприятия. Поэт исследовал всю культуру русского народа, изучал и зарубежную литературу, вникал в историю государства Российского со времен Владимира Мономаха. Много путешествовал, беседовал с простым людом, собирал и записывал народный фольклор, песни, сказки, былины, эпос, изучал дух народный, вникал в душу народа. Постигал знания священных книг и «Новый Завет» стал его настольной книгой (интересовался и Кораном). Обогащал себя знаниями наук и готовился издать научный журнал.

Свод знаний отображен в стихах, повестях, драмах, поэмах.

В стремлении стать «в просвещении с веком наравне» Пушкин достиг высочайших вершин творчества, взошел на Горние высоты.

Н.А. Добролюбов, критик первой половины XIX века:

«Только пытливая аналитическая мысль художника может глубоко постигать действительность, логику самой жизни, сложную взаимосвязь явлений и процессов… Свободное претворение самых высших умозрений в живые образы и, вместе с тем, полное сознание высшего, общего смысла во всяком, самом частном и случайном факторе жизни – это есть идеал, представляющий полное слияние науки и поэзии и доселе еще никем не достигнутый»

Ф.М. Достоевский:

«Человек на поверхности земной не имеет права отстраняться и игнорировать то, что происходит на земле»

Константин Леонтьев (1831-1891), философ в пространстве времени между Пушкиным и Достоевским:

«Надо… чтобы в будущей России (и во всесловянстве) было побольше поэзии не в смысле писания хороших стихов и романов, а в том смысле, чтобы сама жизнь была достойна хорошего изображения… Эстетика жизни гораздо важнее отраженной эстетики искусства» (из письма священнику об эстетике жизни, «Юность» 11/91, статья «Желать Отечеству поэзии»)

Ю.Бондарев, писатель:

«Как и великие гении вечной мысли, современный художник обязан исповедовать свое святое и непоколебимое быть трезвым исследователем сложных и противоречивых явлений жизни, как бы ни были горьки порой его соприкосновения с материалом, как бы ни одолевали его иной раз сомнения»

Должен ли кинорежиссер отечественного кино в XXI веке знать о своем народе, о российской культуре со времен Владимира Мономаха (первый государственный деятель России, который из множества мировых религий избрал православие) до Владимира Путина?

Д. С. Лихачев, искусствовед, историк:

«Народ, изгоняющий из своей жизни культуру прошлого, обречен на гибель»

… «Современную эпоху можно по-настоящему оценить только в свете тысячелетия»

Р. Илькаев, директор Российского федерального ядерного центра, доктор физико-математических наук, академик:

«История Сарова удивительно соединила духовные высоты христианской культуры с достижениями современной науки… И оправдана историей сопричастность православной мудрости пророка Серафима Саровского с патриотической сущностью трудов и творческой одержимостью ученых»

В чем особенность кинематографического мышления?

Если культура в общем понимании – образование, просвещение, цивилизация, обогащение и совершенствование духовной жизни народа.

С.Эйзенштейн, кинорежиссер:

«Положительно нужен «путеводитель» кинематографиста по классикам литературы. Впрочем, и по живописи. И по театру. И по музыке. И по драматургии» (Избранные статьи)

«Ученье – свет, а не ученье – тьма»

«Идущий во тьме не знает, куда идет», - сказано в Библии.

Обратимся к словарю синонимов русского языка:

Долг – обязанность

Задолженность.

Должный – соответствующий, подобающий, надлежащий.

Ефим Дзиган:

«Особенности киноискусства, вся наша художественная практика привели к тому, что в режиссере кино видят основного ответчика за конечный результат, за качество созданной картины. Вот почему он должен быть полноправным творцом своего произведения. Его первая обязанность – предвидеть итоги своего собственного творческого труда и творческой деятельности возглавляемого им большого коллектива людей».

Р. Илькаев, директор РФ ЯЦ, доктор физико-математических наук, академик:

«Сегодня все мы должны твердо помнить о том, чем всегда отличались искусство и наука России. Это служение истине и добру, верность своему народу и стране, высокая нравственность и человечность Уверен, что наш фестиваль, история которого только начинается, станет столь необходимым сегодня утверждением этих простых истин, нашим ответом на вызов времени. Наука, культура и нравственность призваны идти на земле России рука об руку. Многие наши беды в минувшем столетии были связаны с тем, что их единство нарушалось»

…«История Сарова удивительно соединила духовные высоты христианской культуры с достижениями современной науки… И оправдана историей сопричастность православной мудрости пророка Серафима Саровского с патриотической сущностью трудов и творческой одержимости ученых»

…«Невольно думается и о том, почему же искусство способно давать все новые силы людям наук… Почему так схожа радость творчества в искусстве и науке? Видимо, потому, что и искусство, и наука, если они, конечно, настоящие, стоят на крепком духовном фундаменте»

В. Д. Плыкин, доктор технических наук. По собственному его признанию он в прошлом – «воинствующий материалист». Его современное миропонимание и мировоззрение: «Современный человек для приобретения познаний должен изучать десятки наук, прочитывать сотни книг»

… «Человечество Земли должно возрасти духовно до такого уровня, когда оно в состоянии будет привести к согласию все религии» («След на воде»)

… «Человечество сегодня живет в завершающей фазе эры воинствующего невежества» (стр. 19)

… «В силу воинствующей бездуховности (воинствующего невежества) современного человечества Земли – Истина скрыта от нас»

… «Наш современный образ жизни не направлен на совершенствование Духа. Духовная темнота и невежество человечества сегодня достигли предела. Это про нас сказано в Библии: «Идущий во тьме не знает, куда идет». Не зная законов Вселенной, мы изобрели свои законы. И сегодня вся наша жизнь построена на искусственных, удобных нам законах и ложных «истинах». Поэтому наш жизнепоток – это путь к катастрофе человечества»

Понятие духовности в мировоззрении Плыкина: «Духовность – это не фанатичная религиозность, духовность – это постоянное совершенствование Духа человеческого до такого возвышенного состояния, когда существо человека не в состоянии творить зло»

… «Библия написана для сотен поколений, и каждое поколение будет получать из Библии только ту информацию, которая соответствует уровню духовного развития данного поколения.

Великие Законы Вселенной, содержащиеся в Библии, зашифрованы, и ключ к этому шифру у каждого человека свой. Истины Библии не будут доступны тому, кто не должен владеть ими»

Взглянем с позиции мировоззрения ученого на учение Иисуса Христа.

Иисус Христос как просветитель опасался давать людям своего времени тайны Вселенной и учил апостолов тому, что нельзя давать Божественную мудрость невежественным и не подготовленным духовно людям. В стихе 6, гл. 7 Евангелия от Матфея говорится словами Иисуса Христа:

«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас»

В учении Иисуса Христа показано, что каждому человеку, жаждущему Истины, предоставлена возможность ее получения. Вспомним стихотворение Пушкина «Пророк»

А.С. Пушкин:

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!»

«В просвещении стать с веком наравне» – была одной из главных целее А.С. Пушкина. Многие русские поэты и писатели унаследовали от блестящего века Просвещения жажду знаний.

 

 

 

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS