3. ПРАКТИЦИЗМ ТВОРЧЕСТВА. Многообразие творческих проявлений.

Ф.М. Достоевский, исследуя творчество А. С, Пушкина, подчеркнул всемирную отзывчивость его поэзии. Такой всемирной отзывчивостью является и проза самого Достоевского (как пример - «Братья Карамазовы»)

Ф.М. Достоевский:

«Человек на поверхности земной не имеет права отстраняться и игнорировать то, что происходит на земле»

Сергей Юткевич, кинорежиссер:

«Если утрачена эта чуткость, отзывчивость ума и сердца, то не восполнить ее никакими технологическими совершенствами, не прикрыть духовной опустошенности законами ремесла («Мосфильм», вып. 1, С. Юткевич «Контрапункт режиссера»)

Ю. Бондарев, писатель, в книге «Человек несет в себе мир»:

«Я же считаю, что литература и кинематограф должны пытаться развязывать узлы в пределах возможного и в интересах людей» (стр. 7)

…«Писатель должен быть действенной памятью своего общества и его душевным опытом…Искусство – это память народа. Очень много было бы потеряно в нашем душевном опыте, если бы не были написаны книги, не были созданы фильмы»

…«Толчки к творчеству идут извне. Это социальные и моральные импульсы»

Что значит для кинорежиссера «добывать свой хлеб насущный», если «не хлебом единым жив человек»?

Из творческой практики. Мэтры отечественного кино о своей профессии, своем мастерстве.

Сергей Эйзенштейн, кинорежиссер:

«Кинорежиссер – это одновременно и зодчий, и поэт, и живописец, и композитор, но, прежде всего – художник-философ, мыслящий синтетически, неустанный искатель и создатель таких образов, которые могут потрясти, взволновать умы и сердца, повести за собой зрителей» (Евгений Вейцман «Киноэкран размышляет, спорит, доказывает», издание Союза кинематографистов, М, 1969)

Григорий Козинцев, кинорежиссер:

«Кинорежиссура начинается…в тот момент, когда перед внутренним взором человека, делающего фильм и называемого режиссером, возник образ этого фильма: …кинематографист, который ясно видит свой замысел и затем, работая со съемочной группой, умеет довести его до окончательного и точного воплощения, может быть назван режиссером».

Иван Пырьев, кинорежиссер:

«Профессия кинорежиссера требует многих специальных качеств и навыков. Необходимо свободно разбираться в вопросах драматургии. Он обязан следить за всеми новейшими техническими возможностями. Ему должно быть близким и понятным актерское мастерство. Режиссер должен быть хорошим организатором и руководителем творческого процесса создания фильма. (И. Пырьев, Мосфильм, вып.1)

Сергей Герасимов, кинорежиссер:

«Режиссер кино – это такой художник, который способен с предельной конкретностью выявить образное содержание литературного произведения…. Придавая этому образному содержанию силу и точность субъективного впечатления». … «Лаборатория художника чрезвычайно сложна, художественный образ сплавляется из знании, представлений, догадок логических и интуитивных… Художественное творчество неизбежно включает в себя волевую, деятельную, преобразующую мысль как первооснову художественного процесса. … Фантазия – величайшая сила художника, важнейшая черта его дарования. Чем выше дарование, тем обширнее сфера ее действия… В творчестве художника она представляется мне родной сестрой знания, и только при этом условии она может сослужить художнику хорошую службу, к чему бы ни задумал он обратиться – и к самой дальней перспективе и к самой отдаленной ретроспекции» (С.Герасимов. «Жизнь. Фильмы. Споры», «Искусство, М. 1971)

Непременные условия и характерная черта свободной фантазии режиссера – знание своего художественного предмета и профессиональная способность творчески и в полной мере применить свое мастерство.

М. Горький, писатель:

«Кинематография – созидательный процесс, логика идей, то есть логика смыслов, извлеченных из фактов, - смыслов, которые предуказывают пути, приемы и формы творчества новых фактов». (О литературе. М. 1961,с. 493)

Ефим Дзиган, кинорежиссер:

«Для художника стимулом творчества является стремление передать возможно большему количеству людей – читателям, слушателям, зрителям – волнующие его идеи, образы, чувства специфическими средствами своего искусства. И не только выразить свой взгляд на те или иные явления действительности, понимании ее проблем и конфликтов, но сделать это так, чтобы творения художника волновало людей, оставляло глубокий след в их сердцах и сознании» (статья «Некоторые черты современной кинорежиссуры в учебном пособии ВГИКа кафедры режиссуры, стр. 4)

 

 

 

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS