1. КИНЕМАТОГРАФИЯ.

1). «Ну и штукенция этот синематограф!» В.И. Ленин (1895г)

   Кинематография возникла в атмосфере научно-технического и промышленного прогресса. Это было время активного вторжения техники в сферу искусства.

   Что кроется в понятии кинематографии?

   Все, что связано с киноискусством, с процессом создания фильмов, их тиражированием и способами их публичного показа.

   Кинематография – это духовно-практическая деятельность мастеров кино. Это практика и теория. Это ремесло и искусство. Творчество и производство. Бизнес и идеология. Это форма общественного сознания, кинематографическое мышление, средство общения. Это и метод эстетического и этического отношения искусства к действительности. Это зеркало нравственности и духовности общества.

   Кинематография – это природа искусства кино.

   Кинематография как искусство кино – духовный и нравственный инструмент формирования образа жизни и преображения культурного мира. Это уникальное средство общения человечества. Это свет, просвещающий каждого.

2). «Может ли кинематограф быть самостоятельным искусством?» В. Маяковский (1913г)

   Прибытие поезда на станцию – первые кадры синематографа, снятые французами - братьями Люмьер.

   Сегодня – это документальный факт зарождения кинематографа. Это и свидетельство того, что во Франции появился новый «Иллюзион» - кинотеатр.

   Хроника, снятая Люмьерами, легла в основу киноискусства, точнее. Стала отправной точкой киноиссскуства. Народ валом двигался к «электрическим театрам». Выстраивались огромные очереди. Росла прибыль от сеансов. Сеть кинотеатров расширялась. Кинодело обрело промышленный размах.

   Кинематограф стал «сфотографированным театром». Кинокамера фабриковала спектакли. Понадобились и кинофабрики для тиражирования.

   В 1896 году феноменальный синематограф явился в Россию. Первые сеансы французского киноизобретения произвели фурор на русского зрителя. «Бродячий синематограф» вскоре осел в стационарных электротеатрах, именуемых «Синематограф», «Иллюзион»…

   В период с 1906 по 1914 год историками кино обозначено как время развития отечественного фильмопроизводсва. Этот этап ознаменован не только лубочными фильмами, примитивами, снятыми на песенные мотивы. Выпускались и различные вначале хроникальные, затем игровые фильмы, учебные и даже мультипликационные.

   «Понизовая вольница» - первый русский фильм. Сюжет выстроен по известной песне о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень».

   В становлении русского национального кино велика заслуга промышленника Александра Ханжонкова. Благодаря его предпринимательской деятельности строились кинотеатры, и даже кинофабрики. В результате русское кино в мировом пространстве экрана выдвинулось на гребень общественных интересов.

   Интересно, что еще в начале XIX века А.С. Пушкин стремился «в просвещении стать с веком на равнее».

   И только через сто лет Ханжонков делал все возможное, чтобы с помощью кино это стало реальностью русского народа. «Великого просветителя» усмотрел он в кино.

   Как ни странно, что в это же время Ленин только задумался о великой миссии новой музы: «Ну и штукенция этот синематограф!» – говорил он. И лишь через 20 с лишним лет он признает: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино».

   Первый русский кинопромышленник, владелец кинофабрик и кинотеатров Александр Ханжонков – был заинтересован в возвышенной миссии кино, видел творческие возможности кинематографа, хотя синематограф в ту пору был еще «великим немым».

   Достойно внимание и другое: первый кинопромышленник стал также инициатором создания специализированного журнала «Вестник кинематографии». Именно Хонжонковым определилась позиция журнала. В статьях отражались эстетические искания, провиделась миссия национального кино как искусства, способного «объединить две России – Россию Пушкина, Толстого, Чехова, Достоевского и Россию нищую и неграмотную».

   Историками кино Ханжонков приравнивается к таким магнатам-самородкам, какими были Мамонтов, Морозов, Третьяков.

   Любопытно, журнал «Вестник кинематографии» настойчиво выступал «против глупой веры в превосходство всего иностранного. (Вспомним Вяземского, Пушкина, Грибоедова). Тогда иностранные фильмы отличались пошлостью и безвкусицей, как и в наше время, время становления России рыночной. А в миропонимании А. Ханжонкова именно в нашей стране кинематографу предназначено было стать «создателем новых художественных ценностей, новых форм, новых идей».

   Первое десятилетие после «явления кино народу» кинематографистами осмысливается не только технический феномен. Выступая в газетах и журналах, мастера кино обращаются к вопросам, привлекающим внимание прогрессивную мысль буржуазной интеллигенции. Журналистика побуждает общественность – читателей и зрителей – активно участвовать в процессе «воспитания рожденной музы». Это самый интересный исторический момент. Практика кино проверялась практикой жизни. Журналистика рассматривала это явление как важный фактор отношения аудитории к синематографу. Целенаправленно ставилась задача определить миссию будущего киноискусства. Такая диспозиция журналистики продуктивно содействовала творческим поискам кинематографистов. Тогда ими исследовалась природа кино, его духовная и практическая направленность.

   1911 год. В России издается первая книга на тему кино «кинематограф и его просветительная роль». Автор – Е. Самойленко - не кинематографист, а видная деятельница женского движения. Она осуждает кинорепертуар того времени, призывает использовать кино для благородной цели народного просвещения.

   В том же году в журнале – «Для народного учителя» - делается акцент на великое значение кинематографа в расширении культурного кругозора зрителей-крестьян.

   А вот факты 1912 года. Журнал «Сине-фоно»: «Кинематограф – это особый вид искусства… Его задача облагораживать и возвышать зрителя, делать его более современным в эстетическом, культурном и моральном смысле».

   В 1914 году вышел в свет журнал с интересным названием «Разумный кинематограф и наглядные пособия». И это в то время, когда кино формировало себя, еще только вырабатывало свой язык общения! И как ни странно, в своей программной статье журнал видел возможность с помощью кино повысить качество преподавания во всей стране.

   Жаль, что только в 30-е годы русские мастера экрана обратились к литературным источникам и наследию художественной культуры, их цивилизованным ценностям. А ведь там – кладезь изобразительно-выразительного языка кино, азбука режиссуры, драматургия мысли, монтажные приемы, переходы, то есть все законы кинематографической поэзии.

   Поэзия (в переводе с греческого) – творчество, искусство подмечать и отображать прекрасное, закреплять его в художественной форме.

   Кинематографическая муза, явившись незнакомкой, вскоре приоткрыла вуаль неизвестности. Обладая интеллектуальным и эмоциональным воздействием, она привлекла к себе пристальное внимание.

   Ни она ли была в фокусе внимания поэта Александра Блока:

«Зла, добра ли? – ты вся не отсюда.

Мудрено про тебя говорят:

Для иных ты – и Муза, и чудо.

Для меня ты – мученье и ад»

   Режиссерское кинематографическое мышление двигалось по пути осмысления художественной литературы, живописи, театра, музыки, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, скульптуры.

   Интересовало, в чем особенности каждого вида искусства. Какие средства и приемы характерны? Как выстраиваются конструкции и создаются формы? Каким образом выражается мысль?

   Многие сомневались, что немой кинематограф может стать самостоятельным искусством, со своими специфическими средствами выражения. Даже поэт Владимир Маяковский в 1913 году задавался вопросом «может ли кинематограф быть самостоятельным искусством?» И лишь режиссер Сергей Эйзенштейн с уверенностью утверждал: «Я создам новый язык». Тогда он проник в тайну поэзии Пушкина и обнаружил в ней истоки кинематографического языка. В стихах поэта четко прослеживался кинематографический образ мышления – в масштабности планов, ракурсах, монтаже, ритмике, в светописи, живописи, то есть все те компоненты и элементы, которые и составляют современный кинематографический язык.

   Об этом свидетельствуют многие труды режиссера Эйзенштейна, особенно в режиссерских трактатах «Монтаж аттракционов – 1938»

  (Об этом более подробно – в размышлениях по режиссуре, монтажному мастерству, изобразительно - выразительным средствам языка кино).

   Пришло время поразмышлять: а что же такое искусство и творчество?

   Последуем опыту, практике и выработанной терминологии.

3). Искусство – явление общественное. Это форма общественного сознания и духовной культуры человечества. Как и наука, оно служит средством познания мира в образах. Искусство – это и духовно-практическая деятельность. Это и отрасль духовного производства, «направленная на изготовление специфических ценностей, предназначенных для удовлетворения эстетических потребностей людей». Так излагается понимание искусства в научном труде С.Д. Безклубенко «Природа искусства» (М., 1982). В нем же подчеркивается: «Будучи формой чувственно - образного отражения действительности, искусство было и остается живой творческой деятельностью»

   Характерно что «в процессе исторического развития человечества производство духовных ценностей как бы сопротивляется той социально – экономической форме, которую навязывает ему материальное производство» (С.Д. Безклубенко «Природа искусства», М., 1982, стр. 42)

   А вот ракурс взгляда на искусство Л.Н. Толстого: «Как только искусство стало искусством не для всего народа, а для класса богатых людей – так оно стало профессией, а как только оно стало профессией, так выработались приемы, обучающие этой профессии, и люди, избравшие профессию искусства, стали обучаться этим приемам, и явились профессиональные школы: риторические классы или классы словесности в гимназиях, консерватории для музыки, театральные училища для драматического искусства».

   Что касается искусства кино, в сентябре 1919 года в Москве открылась Государственная школа кинематографического искусства, преобразованная в последствии во Всесоюзный государственный институт кинематографии – ВГИК.

   С.Эйзенштейн о том времени: «На долю нас, советских кинорежиссеров выпала задача не только делать фильмы, но еще и сознавать, строить и формулировать первичные принципы кинематографической культуры и эстетики вообще».

   Бесценный вклад в развитие киноискусства внесли русские ученые Александр Шорин и Павел Тагер. Они разработали систему фотографической записи звука. Внедрение новшества в кинопромышленность позволило «великому немому» заговорить, обрести не только голос, но и проявить дар речи. Эксперимент озвучания фильма был произведен в 1930 году. А в 1931 году вышел первый фильм режиссера Николая Экка «Путевка в жизнь».

   А успехи в развитии химии сделали фильм цветным. Это произошло в 40-е годы.

   Вскоре Ленинградский институт киноинженеров достиг успехов в техническом оснащении съемочного процесса. Была усовершенствована механика и оптика киносъемочной аппаратуры.

   Сегодня миллионы людей владеют совершенной съемочной аппаратурой и технологией получения изображения и воспроизведения его на различных носителях. Но это отнюдь не значит, что владельцы техники являются мастерами кино, а их произведения – фильмами.

   Киноискусство – это художественное освоение мира, сложнейший процесс творческого самовыражения. Это способность профессионально владеть киноделом. Это и умение управлять приемами и методами мастерства.

   Всякое искусство требует знаний, практических навыков. Вместе с тем, искусство – это и особая категория мышления в пространстве прекрасного и безобразного.

   В киноискусстве наблюдаются различные течения и направления творческих поисков и форм выражения. Поэтому чрезвычайно важно для кинорежиссера и для всех, чье дело кино постичь азбуку режиссуры, язык экранного творчество. Но самое главное – выработать в себе кинематографическое мышление.

   Чернышевский: «Если художник – человек мыслящий, то он не может не иметь своего суждения о воспроизводимых явлениях, оно волею или невольно, явно или тайно, сознательно или бессознательно отразиться на произведении, которое таким образом получит еще третье значение – приговора мысли о воспроизводимых явлениях».

   Белинский в статье «Идеи искусства» (1841 г) определяет искусство как мышление в образах.

   Всякое произведение искусства создается профессиональным мастерством в процессе творчества.

   Интересен и взгляд на искусство Н.В. Гоголя в повести «Портрет»: «Это было уже не искусство: это разрушало гармонию самого портрета. Это были живые, это были человеческие глаза? Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда. Здесь не было уже того высокого наслаждения, которое объемлет душу при взгляде на произведение художника, как ни ужасен взятый им предмет; здесь было какое – то болезненное томительное чувство. «Что это? – невольно вопрошал себя художник. – Ведь это, однако же, натура, эта живая натура; отчего же это странно неприятное чувство? Или рабское, буквальное подражание натуре есть уже проступок… Все равно как вид в природе: как он не великолепен, а все недостает чего-то, если нет на небе солнца».

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS