30. Образное осмысление реальной действительности.

Сергей Герасимов, кинорежиссер:

«Для того, чтобы выполнить свою задачу педагога, воспитателя, истолкователя жизни, режиссер (а вместе с ним и актер) должен также, как и автор пьесы или сценария, в совершенстве знать изображаемую действительность, понимать ее смысл, ощущать ее во всем богатстве конкретных проявлений» (С. Герасимов, «Жизнь. Фильмы. Споры», «Искусство», М. 1971)

История и практический опыт развития кино свидетельствуют, что только глубокая и конкретная связь с жизнью питает истинное искусство.

Пример – худ. фильм П. Лунгина «Ветка сирени»

В картине тематика образно рассматривается

В ракурсе творчества композитора Сергея Рахманинова.

Еще один пример, но уже в другом ракурсе –

та же тема связи или потери связи художника

с жизнью детально исследуется итальянским

режиссером Федерико Феллини «Восемь с половиной»

О понятиях образа, образности, выработанных литературой, наукой, искусством в процессе исторического развития.

Образ как обобщение, как итог, как синтез и как резюме. Обобщить – значит подытожить, суммировать. Представить, как некий образ: дать изображение человека, отобразить его типичные черты, свойства характера, особенности внешности.

А. Чехов:

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»

С точки зрения православия образ – это икона, образок, лик (образ Божией Матери, лик преподобного Серафима Саровского)

Оказывается, образ может иметь не только внешний вид, облик, обличие. Есть и образ внутренний: скрытый, духовный, с внутренним миром.

Когда мы говорим о произведении литературы, искусства, то выделяем образ и говорим: он внятный, понятный, вразумительный, толковый, отчетливый. Доходчивый, доступный, популярный.

Понять образ, значит постичь его, познать, уяснить себе, осмыслить, осознать, уразуметь, увидеть, уловить смысл; добраться до сути его внутреннего мира, разобраться в особенностях его поступков. Понять, это значит и раскусить, ухватить нечто особенное. Понять образ – это и воспринять его, «взять себе на ум» (просторечье).

Существуют и образные характеристики. Мы говорим об образе и уточняем, какой он изысканный, утонченный, тонкий, изящный.

В живописи, литературе, театре, кино образ предстает, как художественный, публицистический. И мы размышляем об образе человека, герое произведения.

Есть и специфическое понятие образа времени, когда речь идет о времени в искусстве кино.

Вдумаемся и в другие понятия.

Образ монаха, современника, рабочего, предпринимателя, олигарха.

Исторический образ. Образ – документальный, правдивый, ложный, иллюзорный, натуралистичный, призрачный, воображаемый.

Образ можно создавать языком документального или игрового кино; иллюстрировать в новостях, информации.

Образ можно выражать через игру актеров, поступки людей. Можно и отражать, отображать через сны, воспоминания, ассоциации, мемуары.

Образ можно копировать, то есть брать пример с кого-то, следовать по образу и подобию кумира своего или героя произведения.

Образ можно и лепить, конструировать, создавать, а также «жить по образу и подобию».

Образ можно хранить, сохранять: в монашеских хрониках, в фотоснимке, в кинохронике, в памяти, в дневниках, документальных фильмах, игровых кинокартинах. Можно определенным образом мыслить, говорить, писать, поступать, действовать.

«Это мой образ жизни» - так мы говорим о стиле своей жизни. За этим понятие – быть верным избранным принципам; следовать идеям и духу времени; придерживаться определенной морали и нравственности; следовать цивилизованному образу жизни.

В калейдоскопе образности: образ лирический, драматический, трагический. Образ может излагаться в жанре сатиры, памфлета, языком литературы, кинематографическими средствами. Есть образ России, образ Родины.

Всякий образ имеет форму выражения.

Кино – это форма и содержание самой жизни.

В. Ждан, киновед, искусствовед:

«Художественный образ, к какому бы виду искусства мы ни обратились, не есть нечто неподвижное, застывшее. Это всегда живой и многогранный процесс отражения и обобщения, формирования мысли – идеи в сознании художника и ее конкретного воплощения. Искусство – это не только отражение, но и преображение, творение, художественный труд, практика.

…Творчество – это всегда поиск, художественный образ – всегда творческое открытие. И специфика различных видов искусства может быть правильно понята только тогда, когда мы сумеем проследить все своеобразие процесса формирования образа, то есть выяснить природу, характер, средства художественного обобщения в каждом конкретном виде искусства» (В. Ждан, «Введение в эстетику фильма», «Искусство», 1972, с. 6)

Фильм – творческий процесс, и требует своих выразительных возможностей.

В Священном писании говорится о том, что нельзя вливать молодое вино в старые мехи. Всякий раз в работе над новым фильмом режиссер как бы присваивает себе новый жизненный материал, который в его замысле бродит в нем, как молодое вино. И очень важно подобрать соответствующую форму (новые меха) для нового содержания, новой жизненной правды. Задача не из легких. Несоблюдения этой закономерности на старте синематографа привело документалистов к формалистическому самовыражению. И даже в какой-то момент затормозило движение кинематографа в развитии содержания фильма. «Форма как бы опережала мысль, внутреннее отступало перед внешним» (В. Ждан)

В. Пудовкин, кинорежиссер (о форме и содержании фильма):

«Обе стороны, составляющие условность произведения искусства, - как мировоззрение художника, определяющее сущность содержания произведения, так и сумма художественных приемов, которыми это содержание может быть выявлено в определенной форме, - в процессе развития всякого рода искусства неразрывно связаны между собой, зависят друг от друга. И всякий разрыв из неизбежно уводит художника на неверные пути» (Журнал «Советское кино», 1933, № 7)

Пример несоответствия формы и содержания

– фильм С. Эйзенштейна «Старое и новое»,

фильм А. Тарковского «Зеркало».

В этих картинах поэтический язык, средства

выразительности его не раскрывают прозу жизни.

Кино как образ – это форма общения.

Толковый словарь объясняет общение как «взаимное сношение, деловую, дружескую связь».

Сегодня синоним общения – коммуникация.

Фильм только тогда коммуникативен, когда настраивает на соразмышление. Особенно коммуникативным должен быть документальный фильм. Его средства выразительности должны быть ясны и направлены на обдумывание современных сложных проблем. В его строе должна быть заложена полемика с беспорядком и безобразием современной действительности, в которой проявляется девальвация общественного сознания.

Сегодня в кинодокументалистике между фильмами и зрителями, между «я» и «мы» - сплошные ямы, пропасти: «Лицом к лицу – лица не увидать» (Сергей Есенин).

Всякое общение через документальный фильм только тогда увлекательно, когда форма выражает интересную мысль.

Как пример – документальные фильмы

студии экранного творчества «Рекламфильм» -

«Преодоление», «Здравствуй, ВАЗ!»,

«Преподобне отче Серафиме, моли бога о нас!».

Кинематографическая образность в этих

фильмах многогранна. Авторы фильма адресуют содержание

к современной, интеллектуальной личности,

к ее внутреннему миру, богатому ассоциациями, впечатлениями.

 

 

 

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS